«Это животное, которое вы можете есть» (Шмини, 11:2)
Где жили наши отцы? В Египте, в пустыне, в Земле Исраэля. Каких животных они знали? Характерных для нашего района. Сколько их? И как они установили, что только у одного вида животных во всем мире есть раздвоенные копыта, но оно не отрыгивает жвачку — свиньи?! Может быть, найдется еще такой же вид в Гималаях или в тундре, тропических степях или в Бразилии.
И есть только три вида животных, отрыгивающих жвачку, но не имеющих раздвоенных копыт. Больше нет. Но может быть, такие найдутся, ведь есть сотни и тысячи видов животных. Но нет, не найдутся. Ибо Тора дана с Небес, и чем больше исследуют и находят разные виды животных, тем больше убеждаются, что Моше — истина, и Тора его — истина, и счастливы мы, что унаследовали ее! Так будем хранить ее, а она будет хранить нас.
Рав Моше Горелик, один из основателей движения тшувы и ее глав, рассказал следующую историю. В семинаре, проводимом в Торонто, принимал участие один врач, который был очень заинтересован в происходящем на семинаре. Он хотел знать, слушал с большим вниманием лекции и убедился в истинности Торы. Во всем, кроме одного: кошерной шхиты (кошерного забоя скота). Являясь членом организации по защите животных, он не мог понять, почему религиозные люди против забоя скота с использованием электричества, чтобы животные не чувствовали боли. Даже когда он понял, что электрический удар приводит к повреждению мозга и делает животное некошерным, он не мог успокоиться.
Поскольку врач решительно высказывал свое мнение в процессе семинара, рав Горелик знал, что его ждет на лекции, которую он собирался давать. Это будет диалог между ним и врачом, в то время, как остальные присутствующие будут слушать их со стороны.
Рав Горелик начал лекцию: «Когда Тора приказала, чтобы нож для шхиты был совершенно гладким, чтобы не было на нем зазубрин, это показывает, что она хотела предотвратить страдание животного, ведь так?»
«Да, — ответил врач, — но…
“Но” мы обсудим позже. Если Тора признала негодной шхиту в случае, когда во время процесса забоя был перерыв, это говорит о том, что она хотела предотвратить страдание животного».
«Да, — ответил врач, — но…»
«Сейчас. Когда было отдано указание разрезать одним быстрым движением дыхательное горло, пищевод и сонную артерию, чтобы сразу опустить кровяное давление в мозгу почти до нуля, при котором животное теряет сознание и не чувствует боли, это показывает нам, что хотели избавить его от страданий»
«В этом весь вопрос, — сказал врач. — Действительно, разрезаются дыхательное горло, пищевод и сонная артерия, но не артерия идущая к спине, к позвоночнику. Она продолжает поставлять кровь к мозгу, и кровяное давление не снижается из-за шхиты. Животное находится в сознании и страдает!»
Рав Горелик ожидал подобных нападок. Эти доводы известны. Он оперся двумя руками на стол и наклонился к врачу: «Что ты скажешь, если я соглашусь, что ты прав?»
От удивления врач раскрыл рот. Этого он не ожидал.
«Но»…
Однако радость была преждевременной.
«Это верно лишь относительно некошерных животных: лошадей свиней, верблюдов. У кошерных животных, коров, коз овец нет позвоночной артерии, соединяющейся с кругом кровообращения, подводящего кровь к мозгу, она соединена с сонной артерией. Чтобы предотвратить страдание животного от шхиты. Когда артерия при шхите разрезается, выходит также кровь из позвоночной артерии, животное впадает в шок и не чувствует никакого страдания».
«Не может быть! — не поверил врач своим ушам. — Почему позвоночная артерия соединяется с параллельной артерией, а не соединяется с кругом кровообращения и не идет прямо в мозг?»
«Почему?! Потому что сказано: “И милосердие Его на всех Его творениях”. Ты что, полагаешь, что милосердие присуще только тебе?!»
Врач встал взволнованный: «Слушайте, господин рав! Прямо отсюда я пойду и проверю этот вопрос. Если вы правы, я буду участвовать в следующем семинаре в большой кипой на голове, на стороне коллектива лекторов».
Аплодисменты оборвали его взволнованные слова.
Рассказывает рав Горелик: через несколько меня снова пригласили на семинар в Торонто, и было чудесно работать с тем врачом. У которого на голове была большая кипа, а сам он был проникнут пламенной верой! (Мааян а-эмуна)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его