«Возьмите от себя приношение» (Ваякель, 35:5)
Когда царь Шломо построил Храм и отпраздновал его торжественное открытие, сказал он в молитве: «Небеса небес не вместят Тебя, тем более дом этот» (Млахим, 1—8:27). Вся земля полна Славы Святого, благословен Он, «Небеса — Мой трон, а земля — подножье Мое» (Ишайяу, 66:1), и Он как бы сократил Свою Шхину, чтобы поселиться в святилище и в Храме, назвав его «Дом Мой».
И задается вопрос: Сказано «Ашему земля и все, что ее наполняет, вселенная и живущие в ней» (Теилим, 24:1). Если у Него было желание поселить Свою Шхину в Доме, в святилище, Он мог бы построить его и сказать: как сотворение Неба и Земли и всего воинства их. Мог бы приказать высшим ангелам построить его.
Почему Святой, благословен Он, у Которого все серебро и золото, не сотворил золотой карьер, чтобы отлить золотые стены для святилища из чистого золота, а приказал собрать шекель к шекелю, чтобы достаточно было только для покрытия балок и засовов, стола и жертвенника?
А ответ простой и основательный, он учит нас пониманию самих себя и помогает нам извлечь уроки, нужные для нашего счастья и блага.
Начнем рассказом рава Деслера, благословенна память праведника (Михтав ми Эдияу): перед Катастрофой жила в Польше одна счастливая семья. Муж, и жена и их единственный сын. Жизнь их протекала в покое в одном из маленьких городков. Пока не началась война. Польша была захвачена нацистами и они стали осуществлять свои злые замыслы: убивать и уничтожать всех евреев, да смилуется Г-сподь. Друзья-неевреи той маленькой семьи предложили им спрятаться у них и выдать себя за членов их семьи. Отец и сын не могли сделать это. Они решили, что убегут за границу, а мать спрячется у знакомых-неевреев. Когда обстоятельства позволят, семья снова соберется вместе. Невозможно себе представить боль расставания, разлуку любящей матери с единственным сыном и мужем: увидятся ли они еще.
Отец с сыном блуждали по опасным дорогам, рисковали жизнью, пока не перешли границу и не добрались до Англии, где познакомились с равом Деслером.
Война кончилась, поражение врага было полным, как у фараона, как у Амана, как у Антиоха, как у всех притеснителей Исраэля. Поехал отец искать свою жену. К счастью нашел он ее живой и здоровой у своих знакомых неевреев.
Невозможно описать эту трогательную встречу. Она рассказала, как все время думала, как мечтала об этом желанном мгновении, когда она сможет обнять своего маленького, единственного сына. «Чудесно, — сказал отец — ответили тебе на твою молитву, давай вернемся в Англию, там наш маленький сын ждет тебя, слава Б-гу!»
Они вернулись в Англию. И тут, рассказывает рав Деслер, случилось что-то странное. Перед войной мать была привязана к сыну всеми силами души, а отец, как и все отцы, был занят заработком. Но сейчас именно отец был сильно привязан к сыну, а привязанность матери к сыну охладела.
Что случилось?
Объяснил рав: обычно думают, что любовь пробуждает желание давать, дарить, и это верно, но верно и обратное: давание и дарение приводят к углублению связи, к любви и симпатии.
Перед войной ухаживала мать за сыном, давала и дарила, и любовь усиливалась. В последние годы мать была оторвана от сына. Конечно, она скучала и думала о нем, но именно отец давал. Он ухаживал за ним, кормил и защищал его. А дела влияют больше всех мыслей привязанности в мире.
Поэтому Святой, благословен Он, не дал указание ангелам строить святилище. Он приказал нам заниматься его строительством, с нашим желанием, на наши пожертвования. Зная, что так усилится связь между нами и святилищем, связь между нами и Шхиной.
И об этом написано: «Возьмите от себя приношение». Не написано «дайте приношения». Ибо, давая пожертвования, мы получаем. Получаем душевную связь со святилищем.
Это верно также в дружеских и семейных отношениях. Если хотят усилить дружескую связь между товарищами или связь семейную, самый надежный путь к этому, и даже, может быть, единственный, это — давать и дарить. Облегчить жизнь другому, исполнять его желания. И таким образом, получают больше, чем дают — получают углубление связи. (Мааян ашавуа)
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?