«Б-г помогавший мне прежде и по сей день » (Ваехи, 48:15)
Начнем с упражнения, а далее объясним его необходимость. Мы благодарим Творца благословенного, каждый из нас благодарит Его за бесчисленное множество вещей. Но если требуется определить одну какую-то вещь, самую заметную, спасибо Тебе Ашем за.… За что? Пусть каждый закроет глаза и на секунду задумается.
За что поблагодарить прежде всего? За семью, за радость, за заработок, за квартиру, за что? Не торопитесь, подумайте и решите. Решили? Отлично, прежде всего, в самом деле, поблагодарите за это. Скажите спасибо. А сейчас мы объясним, почему мы просили сделать это. Саба из Кельма, благословенна память праведника, сказал, что если мы хотим понять, в чём наше счастье, надо прежде вспомнить, что с нами было прежде того, как произошло изменение к лучшему, и только тогда мы сможем оценить по-настоящему тот подарок, который мы получили сейчас.
Наш праотец Яаков благодарил Вс-го за все сто пятьдесят лет жизни. Однако лишь семнадцать последних лет его жизни были добрыми, вроде следующего мира, однако они как будто вычеркнули из памяти плохие годы. Святые колена — как оливковые саженцы вокруг его стола, И не умер наш праотец Яаков, пока не увидел шестьсот тысяч своих потомков. Есть за что благодарить!
Но когда надо было выбрать что-то одно, чтобы поблагодарить, сказал: «Б-г, помогавший мне прежде и по сей день». А толкование: Ашем, который кормил меня с рождения и по сей день. За что он поблагодарил? За то, что все дни его жизни был у него… хлеб для еды!
Известно, что дела отцов — знак для сыновей. И об этом сказали наши мудрецы: «Обязан любой человек сказать, когда достигнут мои дела дел праотцев Авраама, Ицхака и Яакова». В самом деле, когда мы вдумаемся, то поймем, что благодарить за хлеб заповедано нам Торой. За сытость. За все остальное: за чудесные фрукты и лакомства, веселящие душу, обязанность благодарить меньше. «Только» от мудрецов. Понятно, что за трапезой мы наслаждаемся лакомствами, мясом и другими блюдами, закусками и десертом. Но мудрец понимает, что благодарить нужно, прежде всего, за основное, за главное, которое кажется нам само собой разумеющимся, и почти игнорируется нами.
Рассказывают о праведнике, раби Зуше из Аниполи, благословенна память праведника, что как-то был он в пути и проходил через лес. Дорога была длинной, и он почувствовал голод. Что сделал голодный праведник в чаще леса? Ответ известен, обратился к Творцу с молитвой. И продолжение тоже известно: на крутом повороте дороги появилась телега, груженная буханками хлеба, и извозчик бросил одну буханку в руки праведника. В этом нет ничего нового. «Желание боящихся Его исполняет Он, вопль их слышит и спасает их».
Но передана нам его молитва, и она так волнует: «Владыка мира, Зуша голоден. Владыка мира, Зуша благодарит Тебя за аппетит. Владыка мира, Зуша просит хлеба, утоли его голод».
Кто из нас поблагодарил за голод и за аппетит. Только когда, не дай Б-г, человек заболеет, «Вся еда вызывает у него отвращение, и доходит он до ворот смерти», только тогда могут оценить аппетит.
История о бедняке, который пришел к раби из Пшисхи, благословенна память праведника, и пожаловался, что нет у него в доме ни гроша, чтобы утолить свой голод и голод домочадцев. Сказал ему раби: пятьсот золотых у тебя уже есть! Удивился бедняк ответу, а раби сказал: перед тобой был у меня несчастный богач, который рассказал, что потратил пятьсот золотых на лекарства, чтобы вернуть утраченный аппетит, но они не помогли ему…
Если мы приобретем этот взгляд, то будем не только уметь просить основное, постоянное благо, но и знать, насколько мы счастливы нашим здоровьем и нашей едой, основной едой, имеющейся у нас. А все остальные просьбы, чтобы они исполнились, получат верное отношение.
Этот взгляд хотели приобрести наши мудрецы, благословенна память праведника. В утренних благословениях мы просим всех благ и благословений, в том числе «и воздай нам добром», включающее все. Но перед этим установили нам мудрецы, произносить слова благодарности и благословений за движение органов и выпрямленный рост, ха ходьбу и за зрение, за одежду и обувь. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский