«Что это сделал Б-г нам» (Микец, 42:28)
Обычно, при выезде из Египта, ночевали святые братья, сыновья Яакова, на постоялом дворе. Открыл один из братьев свой мешок, чтобы задать корм своему ослу, вытащил деньги, которые нашел в нем, и купил на них овес. Рассказал он это братьям — «и обмерло сердце их, и с трепетом говорили друг другу: “Что это Б-г сделал нам”?»
Подумаем: если бы это случилось с нами, какой была бы наша реакция? Возможно, мы были бы рады неожиданным деньгам. Возможно, удивились бы, откуда они взялись. А здесь есть для нас наставление, как должен еврей смотреть на этот случай: «что это сделал Б-г нам», что показывают нам Небеса, на что намекают. Есть здесь чудесная сила веры в то, что ничего не происходит случайно, и все приходит свыше. Мы должны задать вопрос, что хотят от нас, что ожидают.
И это урок дней Хануки: благодаря «за чудеса», мы отмечаем чудесную победу над греками, немногих над многими, праведников над злодеями. Празднование этого чуда совершается зажиганием свеч, чтобы отметить чудо, которое случилось во время торжественного открытия Храма, и обновления служения в нем. Этим мы показываем, что знаем «что это сделал Б-г нам». Знаем, что мы победили для того, чтобы служить в Храме, как желает этого Б-г, как Он заповедал нам.
Это также урок для нас и наших друзей. Обязаны мы, дети этого поколения, спросить себя: «Что это сделал нам Б-г». Почему мы удостоились того, чего не удостоились наши отцы: возвращения в Святую Землю, потрясающего избавления и отражения семи вражеских армий. Как мы должны подняться в соблюдении Торы и заповедей.
Вера придает смысл каждой заповеди и учебе Торы: «Все заповеди Твои — Вера» (Теилим, 119:86). Как жаль тех, кто исполняет заповеди сухо, и как замечателен пример, который приводил на этот случай праведник, раби Ханох Гених из Александрова, благословенна память праведника.
История об одном глупце, который каждый вечер перед сном раздевал одежду и разбрасывал ее в разные стороны, а утром долго искал ее. Решил он изменить порядок и сэкономить время. Взял он ручку и бумагу и записал, где положил свои вещи: цицит на спинке стула, рубашка на кресле. Брюки на полу и т.п. А в конце записал: «голова моя на подушке», и уснул счастливый. Утром он в момент собрал все вещи по списку. Как хорошо быть аккуратным человеком. Оделся он с ног до головы и дошел до конца списка. Посмотрел на подушку и увидел в ней углубление… А в списке ясно написано: «голова моя на подушке» — но нет…
И он всё еще стоит и ищет по сей день.
Мораль: Многие с особым великолепием исполняют каждую деталь заповеди. Кроме одной детали: головы-то нет.
Об этом рассказывал большой хасид, раби Рафаэль Коэн из Амшинова, благословенна память праведника (Книга Вэ маца хен): однажды приехал я к моему учителю и раву, праведнику Симхе Буниму из Пшисхи, благословенна память праведника. Стояли мы в очереди, которая продвигалась очень медленно. Пришла очередь еврея, стоявшего передо мной. Поздоровался он, и раби спросил, как его зовут и из какого он города. После этого спросил о распорядке его дня.
Стал рассказывать еврей — это был день простого еврея в том поколении. Просыпается он в три часа ночи, разве не так должен поступать еврей?
И он читает полуночную молитву, разве не так должен поступать еврей? А потом он читает «Теилим». Разве не так должен поступать еврей? После этого он читает мишнайот, разве не так должен поступать еврей? И молится с самым ранним миньяном, разве не так должен поступать еврей? После молитвы он идет на урок Гмары, разве не так должен поступать еврей? И завтракает, ведь «утренний хлеб» упомянут в Гмаре, разве не так должен поступать еврей?
Прервал его раби и сказал: Спросил ты, как обязан поступать еврей? Тогда послушай — когда еврей встает утром, должен он принять на себя бремя царства Торы, как это было на горе Синай.
А после делай все, что сказал.
Все делай через призму веры.
Магид из Дубно объяснил, почему стоит сосредоточиться на укоренении веры, и на всем, что вытекает из нее. И как обычно, объяснял это притчей.
Человек пришел на текстильную фабрику, и одна ткань понравилась ему: Подошел он к владельцу фабрики и сказал: «Эта ткань понравилась мне, я хочу купить ее».
«Пожалуйста, — ответил тот приветливо, — сколько рулонов ты хочешь?»
Отпрянул покупатель: «Я хочу сшить из нее костюм. Мне нужно три метра ткани!»
«В таком случае тебе надо идти в магазин. Здесь только оптовая продажа».
«Я не знал, — извинился человек — но можно мне задать вопрос?»
«Даже несколько вопросов», — ответил владелец фабрики.
Спросил он, сколько метров в рулоне, за какую цену хозяин фабрики продает рулон, и за какую цену продают метр ткани в магазине. Услышав ответ, удивился человек: хозяин магазина увеличивает цену в два и даже в три раза. Почему же не продает владелец фабрики ткань в малых количествах, тогда он сможет заработать прибыль хозяина магазина?
Улыбнулся владелец фабрики: «Скажи мне, пожалуйста, кто богаче, я или хозяин магазина? Ты не знаешь, но я скажу тебе: без сомнения, я. Несмотря на то, что он увеличивает цену, и нет у него станков, сырья и расходов на производство. Прочему? Потому что он продает три метра, пять метров, двум или трем покупателям. А здесь, слава Б-гу, станки производят беспрерывно сотни метров ткани!»…
Мораль: каждая заповедь дорога, каждая заповедь важна. Но тот, кто сосредотачивается на глубине и основе веры, создает базу для множества заповедей, которые умножаются бесконечно. (Мааян а-эмуна)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский