«И будет, если ты будешь слушать голос Г-спода Б-га твоего» (Ки таво, 28:1)
Рассказывал Хафец Хаим: в Воложине был ученик, у которого была привычка повторять Гмару, однако его понимание было поверхностным и слабым. Кроме того, он не мог понять глубину алахи, и даже ошибался в толковании слов. Но когда требовалось указать, где в Гмаре расположена та или иная тема, мог сразу указать на ее источник. Иногда он цитировал саму статью, и это вызывало улыбку.
Однажды сидел гаон, светоч изгнания, раби Хаим из Воложина, благословенна память праведника, и учился со своим учеником. В это время вошел тот человек в дом учения, и гаон встал перед ним в полный рост. Удивился его ученик. Сказал гаон: «Смотри, есть Талмуд амстердамского издания, откорректированный и изданный без ошибок. Мы стараемся учиться по нему. Но неужели из-за этого Талмуд издания Сдилькова, в котором есть много ошибок, не Талмуд?!»… Так и тот еврей, действительно, его вариант полон ошибок, и, несмотря на это, он знает Талмуд.
И слышал я от одного гаона чудесную притчу на эту тему. История об одном богатом человеке, находившемся в дороге в холодный и снежный день. Он промерз до костей. Наступила ночь, и он приехал в гостиницу. Дрожа от холода, попросил богач горячего чая. Сказали ему: «Поздняя ночь на дворе, и титан остыл» Сказал он: «Может быть, есть какая-нибудь еда?» Ответили ему: «Есть картошка в углях печки» Обрадовался он и попросил, чтобы принесли ему. Принесли ему горячую картошку. Попробовал он и сказал: «Если бы вы принесли соль и масло, это было бы чудесное лакомство». Принесли ему соль и масло, и он ожил. Помолился он, переночевал и хорошо заплатил.
Продолжил он свой пути, а на обратном пути снова заехал в ту же гостиницу. Опять это была снежная и морозная ночь. Хозяин гостиницы помнил его прежний приезд, и поставил перед ним соль и масло.
Спросил богач: «Что это?»
«Сказал хозяин: “В этот раз не осталось картошки. Но я помню, что ты просил соль и масло, и вот, они перед тобой”.»
Засмеялся богач и сказал: «Когда есть картошка, можно улучшить ее вкус, добавив соль и масло. Но что пользы от них самих по себе?!»…
В будущем прольет Ашем дух Свой на всякую плоть (Йоель, 3:1), и земля наполнится знанием Ашема (Ишая, 11:9), и от малых до больших умудрятся (Ирмияу, 31:34). А если так, то тот, кто выучил трактат Талмуда, а тем более весь Талмуд — даже если наш разум очень беден, чтобы сейчас понять глубину законов Торы, в будущем каждый поймет их глубину. Как в том примере: если есть блюдо, можно улучшить его вкус. Но если кто-то поленился и не постарался постигать Тору, что пользы будет ему от того, что умножится мудрость в этом мире.
В том же духе толкует Мидраш Танхума пасук: «И если вы будете слушая, слушать», если вы будете слушать в этом мире, то услышите в будущем из уст Святого, благословен Он. Сказал раби Йона от имени раби Леви, от имени раби Аба, что не должно бы дать Тору Исраэлю в этом мире. Почему? Потому что в будущем будут изучать Тору из уст Святого, благословен Он. Но почему же она дана в этом мире? Когда придет Святой, благословен Он, учить их в мире будущем, все будут знать, какой главой они занимаются. Поэтому «если вы будете слушая» в этом мире, а «слушать» — в будущем мире из уст Святого, благословен Он. (Хафец Хаим а-хадаш, Шем олам)
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь