«Один козел для грехоочистительной жертвы» (Насо, 7:22)
Объясняет Раши: Чтобы искупить грех продажи Йосефа, как сказано об этом: «И зарезали козла». Эти слова требуют объяснения. Понятно, что колена должны были искупить продажу Йосефа, однако почему колено Йосефа приносило грехоочистительную жертву? Ведь если грех был совершен по отношению к нему, разве ему тоже требуется искупление?
Притча об одном человеке, получившем сильный удар по ноге, которая после этого покраснела и загноилась. Пошел больной к врачу. Тот проверил ногу и сказал, что нужно сделать укол в руку. И не просто в руку, а в мышцу руки.
Удивился человек и сказал: «О тебе говорят, что ты хороший врач, а ты даешь мне такое странное указание. Ведь моя рука совершенно здорова, почему же я должен делать в нее укол?! »
Ответил врач: «Именно потому, что тебе известно, что я специалист и понимаю в медицине, ты должен понять, что мое указание верно. Тот, кто изучал книги по медицине, знает, что когда есть синяк на ноге — его источник в сердце, а инфекция — в крови. Чтобы лечить систему кровообращения в твоем теле, ты должен сделать укол в мышцу руки, и тогда вылечится кровь, а когда вылечится кровь, то, само собой передастся лечение в ногу».
Так происходит и в народе Исраэля. Каждый — это часть целого организма. А заповеди и добрые дела, которые человек делает по отношению к другим людям, возвращаются к нему, и получается, что он как будто совершает милосердие по отношению к себе.
Ниже мы приводим рассказ, который слышали из самого надежного источника. Эта история случилась с одним известным человеком, дорогим евреем, который много работал для поддержки Торы и иудаизма.
Этот еврей хотел приобрести квартиру для своей дочери, собиравшейся выйти замуж. Поскольку речь идет о человеке со средствами, он искал хорошую и большую квартиру в центре Бней Брака. Когда он услышал о продаже квартиры из 6-и комнат, то постучался в дверь этой квартиры и попросил показать ее. Но как он был удивлен, что, несмотря на то, что квартира выглядела превосходно во всех отношениях, без каких-либо дефектов, ее цена была намного ниже рыночной. Он ожидал услышать, что она стоит около 270-и тысяч долларов, а продавец просил только 200-и тысяч. Это показалось покупателю «подозрительным», и он попросил продавца сказать ему причину такой низкой цены.
Продавец, который тоже был богобоязненным евреем, сказал ему правду. «В последнее время я оказался в больших долгах, и не знал, как расплатиться с ними. Когда я обратился к моему раву, он посоветовал мне продать мою большую и красивую квартиру. Но поскольку ее цена очень высока, а при сегодняшнем экономическом положении вряд ли найдутся покупатели, я должен постараться продать ее дешево, чтобы пришло много покупателей, и я продал бы ее как можно скорее. И это причина ее низкой цены».
Выслушав продавца квартиры, покупатель пошел к раву и спросил, верно ли то, что сказал продавец. Рав подтвердил слова продавца относительно всех деталей.
Теперь послушайте, что сделал наш еврей. Он снова постучался в дверь продавца квартиры, оказавшегося в долгах, положил на стол сумму в 200-и тысяч долларов наличными, и сказал пораженному продавцу: «Чтобы тебе не надо было из-за твоих долгов терять настоящую цену квартиры, я даю тебе эту сумму в качестве ссуды, иди и заплати свои долги, а квартиру продай по ее настоящей цене. Я же найду себе другую квартиру».
Без всяких гарантий положился покупатель на возвращение ссуды. Такое благородное поведение учит нас тому, что такое «настоящее еврейское сердце», и тому, что человек, учащий Тору, увенчан добрыми и благородными качествами, восхищающими окружающих его.
Ведь ясно и понятно, что каждый ухватился бы за эту квартиру обеими руками. И квартира отличная, без каких-либо дефектов, и цена дешевая! И ясно, что если бы покупатель приобрел квартиру по предложенной ему цене, за двести тысяч долларов, это была бы «гладкая сделка», то есть, без примеси воровства, вымогания, капли греха. И несмотря на это, покупатель был готов принести в жертву огромную сумму, чтобы помочь товарищу не потерять деньги при продаже квартиры.
Принести такую жертву может только еврей, для которого Тора — свет у его ноги. (Алейну лешабеах)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его