Темы: Бехукотай, Беар, Оцарот, Шестидневная война, Рассказы
«И пойду Я против вас в ярости» (Бехукотай, 26:28)
Ужасное наказание не приходит в один момент, не топит в потоке бед. Оно приходит волнами. Приходит первая волна, не дай Б-г, «но если и тогда не послушаете Меня, то добавлю Я к мучениям вашим», приходит вторая волна «и если пойдете против Меня» — толкование: ужесточают сердце и не приближаются ко Мне. «И не захотите слушать Меня, то продолжу Я наносить вам удары» — приходит третья волна. «А если и после этого не исправитесь у Меня и пойдете против Меня» — приходит четвертая волна. «А если и после этого не послушаете Меня и пойдете против Меня» — есть ли у этого конец? Сколько нужно ударов, чтобы пробить закрытость сердца?
Расскажем историю, слышанную из верного источника. Рассказал рав Гуминер из Бней Брака от имени сына раби из Зушки. Однажды встретил сын раби пожилого нерелигиозного еврея, инвалида. Нижняя часть его была парализована, и он передвигался на инвалидной коляске. Увидев сына раби, вспомнил человек свое прошлое: не удивляйся, что я в таком состоянии, я знаю, что такое еврейство. И рассказал свою историю.
Он вырос в религиозном доме, но был увлечен атмосферой времени. Когда отец увидел, что теряет его, то попросил лишь об одном: «Пойдем со мной к раби их Бельз». Несмотря на твердость решения изменить образ жизни, не смог он отказать отцу.
Они стояли в очереди, которая продвигалась очень медленно. Перед ними ковылял инвалид на костылях. Когда он зашел к раби, голос его захлебнулся в плаче. Благословил его раби, и на глазах у всех случилось чудо. Инвалид выпрямился, поставил костыли у стены и вышел на своих ногах.
Пришла их очередь. Раби не нуждался в объяснениях. Один взгляд объяснил все: «Я прошу тебя только об одном — соблюдай субботу».
«Но знай, — добавил раби, — если ты не будешь соблюдать субботу, эти костыли ожидают тебя».
Угроза была излишней. Он пообещал и был готов исполнять.
И действительно, он сбросил с себя бремя заповедей и осквернился всеми грехами. Но субботу он соблюдал. И в урагане мировой войны, и в сибирской тайге, куда был выслан, и в Эрец Исраэль, куда он поднялся. Он создал семью и воспитывал ее на нерелигиозной основе. Однако сам он соблюдал субботу. Ни Песах, ни Йом Кипур — субботу.
Началась Шестидневная война, части земли были освобождены, и потянулся поток на Синай. Пришли сыновья и объявили: «Организуется двадцатидневная экскурсия!» Он ответил: «суббота!» Вы поезжайте, а я останусь.
Сказали они: «Папа, ну, в самом деле. Ни кашрут, ни праздник. Суббота?! Все едут, а ты остаешься дома?!»
Действительно, что он мог сказать. Решил присоединиться. Они путешествовали по Синаю и превратили субботу в будничный день. Вертолет, в котором он летел, упал, и его позвоночник был поврежден. Его тело парализовано от пояса и ниже с первой же субботы, которую он нарушил.
Как сказал ему раби: «Если ты не будешь соблюдать субботу, эти костыли ожидают тебя!» С той субботы прикован он к инвалидной коляске.
«Ты можешь не рассказывать мне, что такое еврейство, и кто такой раби из Бельз», — сказал он.
Сын раби, посмотрев на непокрытую голову рассказчика и спросил, пораженный: «И ты еще нерелигиозный?!»…
Откуда черпал раби свои силы, если не из заповедей и Торы, святости и отрешенности, от сил Творца! И какова сила субботы, которая заповедана нам. Человек прошел испытание верой, испытание наказанием и остался нерелигиозным?
«Сердце некошерно», — ответил он. И это так верно.
Сердце закрыто, ожесточенно.
Но он полагает, что его оставят в покое. «И если после этого не послушаете Меня, и пойдете против Меня» — ожесточенность сердца. «И пойду Я против вас в ярости». Нет ореха, в котором не было бы зерна, вопрос в том, сколько сил понадобиться, чтобы задействовать его.
Наше сердце похоже на закрытую дверь, ключ от которой находится внутри. Если хотят прорваться снаружи, бьют ее, применяют силу, и,
в конце концов, разобьют. Но можно предотвратить все это, повернуть ключ…
«Лучше одна мысль в сердце человека, чем сто ударов» (Трактат Брахот, 7). Повернем ключ и откроем наше сердце для света. (Мааян ашавуа)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его