» То, что повелел Ашем, делайте, и явится вам Слава Ашема» (Ваикра, 9:6)
Когда распространилось злонамеренное просветительство, и проникший яд охладил сердца и ослабил руки, стали пренебрегать заповедями и нарушать их, говоря, что главное — сердце. Сказал на это Хафец Хаим: «Это не ново, есть особое злое начало у этих доводов».
Удивились его словам, где находится такое злое начало. Где источник этих слов?
Ответил Хафец Хаим: при повелении строительства шатра откровения просили принести пожертвования, объявив, что таким образом будет присутствовать в нем Шхина: «И сделают Мне святилище, и буду обитать среди них». Принесли люди пожертвования от сердца, шатер откровения был построен, и вот, они собрались, ожидая обещанного присутствия Шхины.
А Шхины нет.
Все были разочарованы, а Моше рабейну сказал: «То, что повелел Ашем, делайте, и явится вам Слава Ашема» И сказали наши мудрецы в Торе коэнов: сказал Моше Исраэлю — то злое начало уберите из ваших сердец, и будете все вы едины, чтобы служить перед В-здесущим… если сделаете это, явится вам Слава Ашема»
О чем здесь говорится. Кто такой «то злое начало», которое должны были убрать из сердца.
Дело в том, что все полагали, что для присутствия Шхины достаточно намерения сердца. Сообщил Моше рабейну про особое злое начало. «Это злое начало уберите из ваших сердец». Но «То, что повелел Ашем, делайте», нужна деятельность именно руками, только тогда «явится вам Слава Ашема» (Маим хаим).
Про тех, кто думает, что достаточно намерения сердца, без учебы заповедей и их исполнения, приводил Хафец Хаим притчу.
Полиция арестовала человека, переодевшегося генералом, и передала его в суд.
Спросили его: «Почему ты нарядился генералом?»
Он был оскорблен: «Потому что я генерал!»
Спросили судьи: «Ты служил в армии, участвовал в боях?»
«Нет», — последовал ответ.
Продолжили его спрашивать: «Ты учил науку войны, знаешь армейские подразделения и чины, знаком с оружием и средствами ведения боя?»
И снова он признался: «Нет».
«А если так, чем же ты генерал?»
«Мундиром!» — ответил он надменно…
Все улыбнулись, кроме него. И понятно, что он не только стал объектом насмешек, но и был наказан за то, что надел мундир, вводящий в заблуждение.
И отсюда следует, что претендующий быть «евреем в сердце», не зная законов и не исполняя их, похож на ряженого «генерала», и наказание его уже определено…
И еще сказал Хафец Хаим: «Обычно говорят о злодеях Исраэля, не верящих в Тору и заповеди, что они — “светские евреи”. Что они — светские, я понимаю, но чем они евреи?»… (Хафец Хаим а-хадаш, Нидхей Исраэль)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его