Темы: Песах, Оцарот, Война Судного дня
Заповедь, исполняющаяся каждое мгновение в праздник и в праздничные будни, это заповедь непрерывно радоваться в течение семи дней, не прекращая. Гаон из Вильно, благословенна память праведника, определил ее как самую трудную заповедь из Торы. Не грустить, не волноваться, не раздражаться и не беспокоиться — возможно ли это? Как мы можем игнорировать нужду и заботы, забыть страдания души и тела, проблемы заработка, ссуды и все трудности жизни, и грусть от этого?! Как можно игнорировать большую совокупность проблем, вопросы безопасности, удушающее окружение, которое угрожает уничтожением. Как можно забыть духовный упадок, отчужденность части народа от духовного наследия, ненависть и беспрерывную систематическую травлю?!
Однако, если Тора заповедала нам радоваться, значит это возможно. И, когда мы вдумаемся в суть самого праздника, увидим, что есть в нем намек на способ, с помощью которого мы можем прийти к радости. Как обычно, предварим это рассказом.
Это происходило во время Шестидневной воны. Быстрая и блестящая, как молния, победа, осуществившийся сон поколения. Западная стена наша! Могила Рахели освобождена, Пещера Махпела… мы были, как во сне. В один момент мы вышла из тьмы к свету, из растерянности и трепки нервов дней ожидания к душевному подъему и разоружению. Все были уверены, что это дни Избавления, вот, пришел Машиах. А продолжение известно, Война Судного дня и интифада, до замешательства и растерянности до наших дней.
Но в те дни эйфории и надежды обратились к одному из старых жителей Иерушалаима, святому праведнику, и спросили его мнении: в самом ли деле Избавление у ворот?
Сказал праведник: ближайшее Избавление будет подобно Исходу из Египта (Миха, 7:15). А там сказано: (Пиркей дераби Элиэзер, 45), ибо такой признак был передан им — Спаситель придет и скажет: «Вспомнил Я вас». И многие удивились — что нового в этих словах, их может сказать каждый человек, вообразивший себя Спасителем.
Но если мы вдумаемся, то увидим, что есть здесь большое новшество. Ибо каждый, претендующий на роль Спасителя, придет и скажет: «Готовьтесь к Избавлению». Но Моше рабейну, настоящий Спаситель, придет и скажет: «Знайте, что Избавление уже началось, Слова «Я вспомнил» будут произнесены в прошедшем времени. Начавшийся процесс дойдет до своей вершины в открытых и возвышенных чудесах выхода из Египта, «В трепете великом и открытии Шхины».
«Но я говорю так, — закончил праведник, — есть шаги Избавления, которые все вместе выстилают ему дорогу: собрание рассеянных, расцвет центров Торы, технологическое развитие, застройка государства, Шестидневная война. И отступления в пути — они тоже из этого плана, подобно тому, как фараон приказывал усилить тяжесть работ, и этим приблизил конец рабства!
Это практический урок семи дней Песаха. Ведь Избавление происходило в Пасхальную ночь, но фараон собрал войско и запряг свою колесницу. И преследовал Исраэль, и в глазах у евреев потемнело. «Фараон приблизился — приблизил сердца Исраэля к их Отцу Небесному». И устрашились они, и закричали, и вернулись к тшуве, и были спасены окончательно. Море Суф расступилось, они прошли в нем по суше, видели пророческие видения, видели, как их ненавистники погружаются в бездну моря, и не увидят их больше никогда — и от великой радости они запела.
Давайте, положим себе это на сердце. Всмотримся и увидим, что находимся мы в разгаре великого периода, выстилающего с большой скоростью путь полному Избавлению, такому близкому. Вот, оно стоит за нашей стеной. Сегодня или завтра — придет оно с песней!
«А на самом деле исход из Египта есть у каждого человека в любое время». И об этом сказано: «Б-г, выводящий из Египта», языком настоящем времени, и об этом сказано: «Из стеснения (в котором нахожусь я) воззвал я к Ашему, ответил мне простором Ашем». Каждый в его беде должен знать, что спасение уже приготовлено, и возле каждого «горького озера» растет дерево, чтобы подсластить его воду. Но как в Египте и в Маре нужны крики и вопли, и тогда осветятся глаза в Избавлении и Спасении. Разве мало этого знания, чтобы вызывать в нас радость?! (Мээйн амоед)
Уровень намерения в исполнении заповеди
Песах — источник, из которого мы учим, какое великое различие есть между исполняющим заповедь ради Небес с тем, кто делает это не ради Небес. Раби Иеуда Лейб Хасман, благословенна память праведника, поясняет это примером.
Если бы нам рассказали о человеке, рано встающем каждое утро, спускающемся к реке, а потом взбирающимся на гору с двумя полными ведрами, чтобы принести их своему соседу и наполнить его бочки — мы, конечно же, высоко оценили такое милосердие. А если бы он делал это прежде, чем наполнить свои бочки, кто смог бы оценить его праведность. А если он делал бы это не для одного соседа, а для всей улицы, или даже для всего города, он встал бы в наших глазах на уровень праотца Авраама!
Но ведь в каждом городе есть такой праведник. А все относятся к нему пренебрежительно, даже не встают перед ним в почтении, как это подобает такому праведнику. Просто этот человек — водонос, занимающийся маловажной, неуважаемой работой. И когда он приходит в дом, следят за ним во все глаза, чтобы не положил себе в карман какую-нибудь вещь, находящуюся в доме. А если мы спросим, почему подозревают кошерного праведника, ответят нам: он не праведник, и не занимается милосердием, он — водонос, и за каждое ведро получает грош. Вопрос будет снят, и с высокой ступени святости и возвышенного человека, занимающегося милосердием, он опустится на ступень невежественного водоноса. Вот нам живой пример, как намерение совершенно меняет взгляд (Ор яаль).
Учили мы (Трактат Назир, 23): двое ели жертву псахим, один ради заповеди, а другой — для грубого насыщения. О том, кто ел для исполнения заповеди, сказано «Прямы пути Г-спода, и праведники пойдут по ним», а о том, кто ел для насыщении, сказано: «И преступники споткнутся на них». Сказал Реш Лакиш: «Действительно, тот, кто ел для насыщения, выполнил заповедь не на высшем уровне, но саму заповедь он выполнил».
И у нас возникает принципиальный вопрос: удобно ли учащему Тору не ради Небес ничего не сотворить, чем сотворить, или посоветуем ему: пусть занимается человек Торой и заповедями даже «не ради Небес», но из этого он придет состоянию «ради Небес»?
Магид из Ломжи, благословенна память праведника, отвечал на это примером.
Один царь подарил своим стражникам мундиры и предупредил, чтобы надевали их только во время войны или учений. Были из стражников такие, кто нарушил его приказ, украшая себя красивыми бархатными накидками, выходя из дома. Иногда они использовали ее, чтобы застелить стол, иногда подстилали под себя, как простыню, иногда укрывались ею, как одеялом. Потому она пачкалась и мялась, и царь их ужасно наказывал.
Однако, были также верные солдаты, соблюдающие повеление царя. Они хранили накидку в чистоте, и когда выходили в бой верхом на своих лошадях, накидки развевались во всем их великолепии, и этот вид изумлял всех видящих.
Всадники прибыли на поле битвы и завязался ужасный бой не на жизнь, а на смерть. Конь одного из царских солдат был убит. Солдат соскочил с него и побежал, спасая свою жизнь. За ним гнались солдаты врага, чтобы убить его. Вдруг он увидел гору убитых на поле боя. Он хотел было укрыться между ними, накрывшись своей накидкой, но тут его остановила мысль: ведь царь разрешил пользоваться ею только во время войны. И пока он стоял и раздумывал, настигли его вражеские солдаты и вонзили в него свои мечи…
Несомненно, глуп был тот солдат. Царь действительно, приказал не пользоваться мундиром для будничных целей, но, конечно же, разрешил это для спасения от врага.
Мораль: Святой, благословен Он, просит, чтобы мы учили Тору и исполняли заповеди ради Его Имени, а не делали себе корону для возвышения или лопату для копания (Пиркей авот, 4:5). Но если ненавистник, злое начало, преследует нас и хочет убить, оторвать нас совершенно от Торы и заповедей, укроемся среди убитых — то есть, притворимся злодеями, называющимися мертвыми, которые учат Тору не ради Небес, чтобы прекратили преследовать нас. Так мы спасемся — и спасем войско нашего Царя. (Аводат эвед)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его