«И буду обитать среди сыновей Исраэля» (Тецаве, 29:45)
История о раве, который пошел под вечер навестить больного и выполнить тем самым заповедь посещения больных. Когда ему открыли дверь, он подумал что, на минуту попал во времена «жителей пещер». Большой салон был темен, и в нем мелькали голубые и коричневые тени дикторов, говорящих на чужом языке. «Я вижу, что мешаю, — сказал рав, — приду в другой раз».
«Пусть войдет уважаемый рав, — послышался голос хозяина квартиры, — это война в Югославии, стоит посмотреть».
«Нет, спасибо, — сказал рав, — я приду в другой раз, но прежде позвоню».
Больной не уступал, он знал, что нужно делать. Телевизор был погашен, свет включен, и пещера снова стала домом…
Завязалась оживленная беседа о врачах и медицине, и рав давал советы и подбадривал. Глаза больного сияли от счастья. В конце беседы больной задал вопрос: «Почему рав не захотел смотреть новости, разве ему неинтересно, что происходит в Югославии и Америке, что случилось в стране?»
«Очень интересно, — ответил рав, — ведь среди народа моего я живу. Я читаю ежедневную, религиозную газету, и знаю всю новейшую информацию».
«Но не похоже слушание на видение, — сказал больной, — видеть — это что-то совершенно другое, чем читать».
«Верно», — ответил рав.
«Тогда почему отказался, уважаемый рав, смотреть новости?»
«Именно поэтому», — ответил рав.
Больной растерянно посмотрел на него. Он не понимал, и рав объяснил.
«Ты спрашиваешь только о новостях, потому что ты тоже знаешь, как вредят человеку программы насилия и разврата, смотреть которые запрещено Торой. Но сейчас ты спрашиваешь о новостях. Ладно, послушай:
Как тебе известно, я — судья в раввинском суде. Каждый день я слышу нападки и раздоры, вижу, как из-за глупостей разрушаются дома, тают мечты, и жизнь терпит крушение. И я удивляюсь: как это происходит? Почему люди, построившие дом на любви и чувстве, возлагавшие на него столько надежд, доходят до такого сокрушительного кризиса, вражды и ненависти?
Почему у наших отцов такого не случалось? Почему в кругу соблюдающих заповеди это встречается гораздо реже? И я думаю, что нашел причину.
У наших отцов была трудная жизнь, жизнь преследований и гонений, напряженности и страхов. Но они старались, чтобы все это осталось за порогом дома. В самом доме были свет и сияние, покой и духовная чистота.
Англичанин говорит: “Мой дом — моя крепость”, а еврей говорит: “Мой дом — мое святилище”. Малое святилище. Святой дом для создания тишины и покоя, воспитания детей, беседы с женой и игр с детьми.
Зрительные средства массовой информации разрушили это. Есть дома, где супруги не разговаривают друг с другом. Муж возвращается домой прямо к “темной комнате”…
Но не только это. Нечистое устройство взломало стены дома, “сделало пролом в стене”. Ты спросил о новостях. Важно, что это устройство внесло в твой салон Югославию и Америку, интифаду и кнесет, но ты сам не живешь в своем доме! Внешний мир вторгся в него вместе со своей культурой и атмосферой, насилием и развратом.
В Храме были прозрачно-непрозрачные окна (Малахим, 1—6:4), то есть свет выходил из него наружу, но не проникал снаружи внутрь (Трактат Минхот, 96). Таким должен быть еврейский дом: чтобы светил и излучал вовне. Так я пытаюсь построить мой дом, дом внутреннего счастья, крепость святости, крепость воспитания».
Через неделю пришел больной в синагогу и после молитвы подошел к раву и сказал: «Моя жена слушала разговор рава и продала нечистое устройство».
«У нее, разумеется, были на это веские причины, » — сказал рав.
«Да, с тех пор свет горит в нашем доме по вечерам…», — ответил еврей, и он, конечно, не имел в виду люстру. (Мааян ашавуа)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его