Кроме Рухамы Шайн, приступившей к преподаванию уже в зрелом возрасте, этому посвятили себя ее муж, рав Моше Шайн, и старший сын, р. Исраэль-Меир (тот самый, что родился в городе Мир, как описано в книге «Все для Босса»). В конце книги приводится небольшое послесловие, в котором описывается деятельность р. Моше Шайна.
Большую часть своей жизни р. Моше преподавал Талмуд в ешиве для мальчиков (так в Америке назывались все религиозные учебные заведения, даже созданные по типу средней школы). Спустя годы самоотверженной работы ему предложили освободившийся пост директора ешивы (с соответствующим окладом — намного превышающим преподавательский). Р. Моше сначала принял этот пост, но потом вернулся к преподаванию, объяснив это тем, что не создан для административной работы и не находит в ней того удовлетворения, которое получает, разбирая с учениками лист Талмуда. В воспоминаниях одного из его учеников описывается эпизод времен его директорства.
Заскучав на уроке, этот ученик, тогда 13-летний подросток, решил «развлечься», бросив исподтишка зажженную спичку в урну с бумагами. Естественно, все вспыхнуло, начался переполох, урок был сорван. Вызвали директора. Р. Моше вошел в класс и, ни на кого конкретно не глядя, строго произнес: «Я знаю, кто это сделал. Пусть он зайдет ко мне в кабинет после занятий». И вышел из класса. Порядок был наведен, занятия продолжились, но наш герой чувствовал себя неспокойно. Конечно, директор добрый и мягкий, не стал его публично позорить, но мало ли что… В конце концов, такие серьезные нарушения дисциплины происходят не каждый день.
После занятий, дождавшись, когда все покинут здание ешивы, виновник на ватных ногах подошел к кабинету директора. Р. Моше вышел и, доброжелательно улыбаясь, спросил: «Да, Биньомин, ты что-то хотел?» «Вы сказали мне подойти после занятий, вот я и…» — забормотал мальчик. Ласковая улыбка на лице директора сменилась недоумением, а потом и выражением крайнего удивления: «Биньомин, ты?! Нет, только не ты…». Естественно, никакого наказания или даже легкого выговора не последовало. На всю жизнь он запомнил это удивление: «Только не ты…»
Этот рассказ можно здесь и закончить, но хочется добавить немного от себя. Это не очередная история из цикла «Не позорь своего ближнего» или «Суди других, находя им оправдание». И не только пример идеального выполнения заповеди тохэха — упрекать ближнего. Это пример того, насколько учитель готов поступиться своим авторитетом, чтобы помочь ученику исправиться. Ведь даже если р. Моше и мог догадаться, кто это сделал, такой прием ждал бы любого ученика. А ученику могло показаться, что директор применил дешевую и неумелую «стратегическую хитрость», чтобы «выманить» подозреваемого, но ошибся в своих подозрениях… Таким образом, р. Моше был готов пожертвовать своим авторитетом, только чтобы дать ученику понять: ты — вне таких поступков.
Такое поведение должно быть образцом для нас всех, неважно, учителя мы или «просто» родители. Конечно, во всем надо соблюдать «золотую середину». Мы не должны терять авторитет в глазах наших воспитанников, но только потому, что это необходимо для их воспитания, а не для нашей гордыни. Не следует пытаться выглядеть всезнающими и ясновидящими, готовыми уличить «преступника» в очередном нарушении, даже если мы точно знаем, кто это. А если наше подозрение падет на невиновного (даже если он — наиболее вероятный кандидат), вред от одного такого эпизода может быть катастрофическим! Рав Йехиэль Якобзон постоянно подчеркивает: лучше тысячу раз не заметить нарушения, закрыть на него глаза (если нет настоящей опасности), чем один раз наказать незаслуженно. Воспитание осуществляется не наказаниями, а поощрением и личным примером. А пример должен быть досягаемым, чтобы воспитанник мог себя с ним соотнести. Являясь для учеников не «верхом совершенства», но образцом скромности и постоянной работы над своими качествами, мы подадим им замечательный пример для дальнейшей жизни в соответствии с заповедями Торы.