Эту историю рассказал взрослый человек, имеющий уже не только детей, но и внуков. По его словам, она сыграла важную роль в его жизни.
«…Идея пришла мне в голову во время урока, когда учитель рассказывал, что подготовка ханукальных свечей к зажиганию имеет глубокий духовный смысл; это восходит к священной работе, которую выполнял Коэн Гадоль: чистке и подготовке светильников Золотой Меноры.
Придя домой, я долго слонялся возле подоконника, где стояла ханукия. Я понимал, что замахнулся на непростое дело: нужно установить тонкие стеклянные стаканчики в гнезда подсвечника, не уронив их; наполнить их оливковым маслом, не накапав на фигурное серебро (потом оттирать замучаешься); да еще засунуть во все это фитили, которые норовят выскользнуть из пальцев и потеряться. Я никогда еще этого не делал. Тем сильнее мне хотелось попробовать.
Когда вернулся папа, я озвучил свою просьбу. Он с сомнением посмотрел на меня и на ханукию, несколько мгновений помолчал и… согласился!
— Когда начинать готовиться? — радостно спросил я.
Отец взглянул на часы, прошептал “сегодня шесть свечей”, что-то прикинул, и ответил:
— Без пятнадцати четыре.
Без четверти четыре я приступил к делу. В четыре с четвертью папа вернулся с Минхи и увидел следующую картину: пол усыпан битым стеклом и обильно полит оливковым маслом; среди всего этого стою я, взмокший и красный.
Глядя на его сузившиеся глаза и сжатые губы, я думал, что если мне запретят на всю жизнь подходить к ханукие, то можно будет считать, что я легко отделался.
А ведь я прекрасно понимал, что это непросто. И очень старался. И пять стаканчиков приготовил просто идеально! А к шестому, видимо, чуть расслабился и рука уже дрожала от усталости — одно неверное движение, и вся ханукия с грохотом полетела на пол. Я даже не успел поднять ее и проверить, не погнулась ли, когда открылась дверь…
Пока я думал об ожидающем меня приговоре, папино лицо приобрело другое выражение и стало почти таким же, как обычно.
— Так, сын, — деловито обратился он ко мне. — Давай сделаем все это быстро. Вот тебе деньги, беги, купи семь стаканчиков, пока магазин не закрылся. Проворно, но без суеты. Давай!
Я кинулся в магазин, не чуя ног. Прибежал в последнюю минуту, почти все кассы уже закрылись, но я успел. Когда вернулся, пол уже был чистым, папа взял у меня стаканчики, в два счета наполнил их маслом, быстро и осторожно установил фитили…
А назавтра подошел ко мне и сказал: “Ну, сын, у тебя уже есть опыт в подготовке свечей. Так что приготовь их сегодня к зажиганию”.
Эта история сопровождает меня много лет, потому что научила меня двум важнейшим вещам: как доверять и как относиться к провалу».
Всего три недели проходит с мгновения, когда рождается теленок, до момента, когда он обнаруживает себя в коровнике вместе с остальным крупным рогатым скотом. За три недели он становится самостоятельным.
Существуют также создания, вся жизнь которых длится месяц или того меньше. А у человека процесс роста и развития происходит значительно медленнее.
В Ховот а-Левавот (Шаар а-Бхина 5) много написано о милосердии Всевышнего, которое проявилось, в частности, в том, что Он замедлил развитие ребенка так, чтобы тот согласился воспринять мудрость от взрослых. Если бы человеческие детеныши развивались со скоростью телят, то за короткое время первые бы достигали не только габаритов, но и возможностей своих родителей и учителей. Следовательно, у младших исчезли бы необходимость и желание учиться у старших. Поэтому продлил Всевышний период развития человеческих детей на два десятка лет, чтобы дети согласились учиться и воспринимать знание и информацию от родителей и учителей В Гмаре (трактат Кидушин 30) приводится обсуждение: каков «возраст воспитания». По одному мнению, он приходится на период от 16 до 22 лет, по второму — от18 до 24 лет. Так что если вашему ребенку еще не исполнилось 24, еще имеет смысл воспитывать, но если отпрыск уже перерос этот рубеж, то вряд ли он будет вас слушать.
Если мы приглядимся к процессу развития, то поймем, насколько тесно он связан с независимостью. Способность ребенка самостоятельно ходить — это возможность передвигать свое тело независимо от других (родителей, братьев и т.п.) сущностей. Развитие есть независимость.
Попробуйте держать ребенка в ходунках весь период, который предназначен для овладения умением ходить — и вы увидите, что передвигаться ребенок сможет, но самостоятельно ходить не научится.
Если же позволить ребенку идти без поддержки, он упадет. А родители, стоя в стороне, видят, как он падает. Как ошибается и ушибается. Возможно, у них болит сердце за бедняжку, набивающего шишки. Быть может, они кусают губы, сдерживаясь, чтобы не броситься ему на помощь. Но краем губ они улыбаются, ибо знают: только так он научится ходить. Только так он вырастет и станет независимым и сильным.
Это и называется «верить в него».
Из истории Катастрофы европейского еврейства нам известны факты, когда дети совершали поступки, весьма сложные даже для взрослых.
Пятилетний мальчик ежедневно убегал из гетто, чтобы тайком принести еду своей семье.
Восьмилетняя девочка, выполняя обещание, данное матери, сберегла своего младшего брата, заботясь о нем на протяжении всей войны, и доставила его «к надежному берегу».
Тяжелые условия обязали детей стать взрослыми.
Становиться взрослыми прежде срока — плохо и для тела, и для души.
Но оставаться ребенком, когда пришло время стать взрослым, — еще хуже.
И вот здесь и требуются сила веры и доверия.
Родителям очень непросто верить в детей. Ведь те представляются им слабыми и беззащитными, нуждающимися в помощи и поддержке на каждом шагу. Родители не верят, что дети способны выполнить сложные задачи. И это недоверие губительно для развития детей.
Отец верил в сына, и тот чувствовал это. Мальчишка сомневался в себе, когда просил у папы разрешения приготовить свечи. Когда отец согласился, то дал понять, что верит в сына. И дал ему силы преуспеть.
Доверие, которое родители оказывают детям, это сила, позволяющая двигаться вперед. Дающая возможности справляться с жизнью.
Неотъемлемой частью развития человека является… провал. Когда человек совершает что-либо впервые, то практически никогда не достигает успеха. Провалы, собственно говоря, обеспечивают развитие. Не будь их, человек не знал бы, что именно требуется улучшить.
Так значит, не провал является критическим фактором в развитии маленького человека. А что же? Реакция родителей на провал ребенка!
Поэтому нужно учиться, как относиться к провалам. Учиться их правильно воспринимать. Ведь если неудача останавливает человека, то это — действительно тотальный провал! Ни в коем случае нельзя делать выводы типа: у меня не получилось, значит, это не для меня. Ни в коем случае! Представьте ребенка, который пробует пойти сам: раз упал, два упал, потом говорит — дайте костыли, это дело не для меня! Абсурд.
Провал можно назвать успешным, если вы научитесь избегать ошибок, исправлять их, продолжите искать иные пути. Словом, научитесь правильно его воспринимать и с ним справляться. Тогда ваш провал станет трамплином для успеха.
Пока дети малы, они учатся у нас, что такое провал и как к нему относиться.
А мы часто нетерпеливы. Нас раздражает их медленное развитие. Мы уже сейчас хотим видеть их большими и успешными. Ну а если нет, то будьте уж тогда совсем младенцами, и не пытайтесь взять на себя больше. А мы сделаем все за вас.
Счастье, что дети — упрямый народ! Они не так скоро отчаиваются. И даже когда у них что-то не получается, пробуют снова и снова. Башня из кубиков падает раз за разом, но малыш вновь выстраивает ее, учитывая предыдущие ошибки. И не жалеет сил, якобы потраченных впустую.
Только вот мы теряем терпение и начинаем громко выражать свое неверие в их успех.
Надо заметить, когда отец увидел разбитые стаканчики из-под масла, то не только не стал кричать на мальчика, но не сказал даже: «Я так и знал» (выражение, которое, кстати, способно убить инициативу ребенка на многие годы). И даже не велел немедленно уйти с глаз долой. Вместо этого взрослый помог ребенку исправить ошибку. «Беги и купи новые».
«Исправь» — первое правило реагирования на провал. Когда человеку дается возможность починить испорченное, это миг очищения, это ощутимое присутствие Творца в его жизни, право на тшуву. Я испортил, и я же — исправил.
Чем особенно меня порадовала реакция отца — он поставил сына на активную позицию. Вместо того, чтобы стоять над лужей масла, присыпанной осколками, и оплакивать свою неумелость, ребенок занялся позитивной деятельностью. Как сильный, как взрослый.
Больше, чем этот поступок, был только тот, когда папа подошел к сыну и попросил приготовить свечи на следующий день. Из этого мальчик выучил (и мы с вами тоже можем учить), что провала не боятся. Вносят изменения и пробуют снова.
…Если вы чувствуете, что потерпели провал в воспитании детей, то перечитайте еще раз все, что написано выше. С необходимым, на мой взгляд, дополнением: даже если вашему чаду уже больше 24-х, помните: ворота слез открыты всегда.