Темы: Воспитание детей, Знакомства, Какую пару искать, Ципора Харитан, Отношение к деньгам, Юношество
Вопрос к рабанит Ципоре Харитан. Я посмотрела ваш вебинар про феминизм и потерю настоящих мужчин. Но у нас в харедимном обществе всё наоборот, сегодняшнее воспитание, которое дают молодым людям, — это не учить профессию и не работать, а всю жизнь сидеть и учиться. А ещё есть такие, которые требуют сидур мале (полного обеспечения) или почти от родителей невесты. Девушкам же внушают, что мужа нужно искать, чтобы весь день учился, а она будет кормить всю семью.
Вопрос — как мои дочки должны внушить будущему мужу чувство, что на него надеются и он добытчик денег в семье, и как они могут положиться на него, если с самого начала он снимает с себя всю материальную ответственность за свою семью? N.
Уважаемая N.,
Идеал того общества, о котором Вы говорите, — ДОБРОВОЛЬНЫЙ отказ женщины от мужа — «добытчика» ради мужа — талмид-хахама (знатока Торы). Женщина, которая выбирает этот вариант сознательно, тем самым, собственно говоря, заявляет: «Лучше для меня Тора из уст Твоих, чем множество золота и серебра» (Тэилим 119, 72). Как, например, Рахель — жена раби Акивы, которую я упоминала на этом уроке. Безусловно, требование богатого приданого и сидур мале никак не вписывается в эту идеальную картину. Но и Вы не обязаны искать для дочерей шидух с молодыми людьми, которые это требуют.
Я уже не раз говорила22, что невозможно давать детям одно воспитание, а потом ожидать, что они будут смотреть на мир по-другому. Я безусловно уверена, что любой мужчина должен знать: ответственность за семью лежит на нем. И, если жена больше не может следовать этой благородной цели — давать ему возможность учиться, ему придется взять на себя ответственность за пропитание семьи. Лично я знаю десятки людей, которые в этой ситуации приобрели ту или иную профессию и начали работать и зарабатывать, причем Тора, которую они учили до этого годы, дала им и учебные, и рабочие навыки. Если же Ваши дочери и их будущие мужья выберут тот образ жизни, к которому их готовили в семинаре или в ешивах, то это — ИХ выбор, и Вы не можете прийти к ним со своим мировоззрением и заставить их его принять. У меня ощущение, что Вы разрываетесь все время между двумя обществами. Но с того момента, как Вы сознательно выбрали отдать дочь в определенное учебное заведение, Вы не можете ждать, что девочка, а потом девушка возьмет оттуда только то, что соответствует маминым взглядам. Поэтому попробуйте прекратить сражаться с собой. Объясните девочке Вашу позицию и предоставьте ей свободу выбора, т.к. это — ее жизнь.
Желаю Вам видеть от детей много радости и счастья.
N.B.:
Кстати, если правильно помню свой урок, я нигде не использовала слово «добытчик», потому что я его просто ненавижу в качестве определения роли мужчины. Мужчина может быть человеком очень честным и ответственным за свою семью и делать все усилия, чтобы о ней заботиться, но у него может не получаться быть «добытчиком» в силу способностей и характера. И это не делает его плохим и недостойным уважения мужем.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.