Темы: Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Дошкольники, Ита Минкина, Младшие школьники
Шалом! Как ребенку доступно объяснить, что такое дух и душа? И, вообще, каково понимание души и духа человека у евреев? Спасибо. Н.
Уважаемый Н.,
Дети до семи лет (и даже старше) мыслят только конкретно (поэтому арифметику в начальной школе им объясняют с помощью яблок и палочек), абстрактные понятия они еще воспринимать неспособны. Поэтому, когда мы пытаемся рассказать ребенку о том, что такое «добро», «Б-г», «душа» словами, раскрывающими сущность этих понятий, ребенок в лучшем случае начинает ерзать на стуле и рассуждать, почему у дяди Димы одно ухо торчит больше, чем другое. Категории духовного мира нужно объяснять именно тогда, когда они проявляются — на конкретных примерах из жизни.
Вместе с тем, например, слово «душа» (если мы сейчас говорим об этом понятии) должно звучать дома, то есть ребенок должен слышать его от родителей в их повседневных разговорах. Например, «Я в душе чувствую, что…», или «У этого человека высокая душа», или «В душе я с ним согласен».
Формулировка не имеет значения, главное, что ребенок слышит, не понимая пока до конца смысла этого слова, что «душа» — это часть нашей жизни, один из аспектов бытия. Или, например, кто-то из родителей, смотрит на огонь (на природе, в лесу, в походе или дома, зажигая газ: «Как огонь всегда стремится вверх, так душа человека всегда стремится к Б-гу». Для маленького ребенка эта фраза — просто набор слов, но на этом этапе это не важно, а важно то, что слова создают в мозгу ребенка как бы каналы связи, которые пока почти пусты. Со временем, когда его понимание обогатится, они наполнятся содержанием.
Стоит говорить с ребенком о душе, давая краткий тезис, а затем подкрепляя его конкретным примером. Например: «Душа — это частица Б-га в человеке, и поэтому мы должны уважать других людей: потому что в них есть частица Б-га», а потом рассказываем случай из жизни (или из книги) о человеке, который сохранил свое достоинство и достоинство другого в непростой ситуации. Или так: «Душа человека помогает ему не потерять надежду и веру в добро», и рассказываем историю о том, как люди не потеряли надежду и боролись до конца, поддерживая друг друга в тяжелых условиях. И так далее.
Лучше всего, если ребенок сам задаст вопрос, потому что тогда он внимательнее выслушает ответ. Поэтому, если он задает вопросы о жизни и смерти, например, услышав новости (не дай Б-г) об убийстве или теракте, важно рассказать о запрете убийства: только Б-г дает душу, и только Он вправе ее забрать. И когда из человека уходит душа, человек умирает, тело опускают в землю, а душа возвращается к Б-гу. И рассказывает Ему о добрых и злых делах, которые она делала в жизни. И Б-г награждает душу за добро и наказывает за зло. (Не надо в красках расписывать наказание или долго распространяться на эту тему, это может напугать впечатлительного ребенка, надо просто отметить это — и все).
По поводу Вашего второго вопроса — каково понимание души и духа человека у евреев?
Рав Хаим Воложинер в своем комментарии к трактату Авот («Поучения отцов») пишет, что, подобно тому, как обувь закрывает самую нижнюю часть человеческого тела, так тело покрывает самую нижнюю ступень человеческой души. То есть тело — это внешняя оболочка души, но даже не всех ее составляющих. Сама душа неизмеримо больше тела, и высшая часть ее больше находится в духовных мирах, чем в теле.
В материальном плане у человека нет преимущества над животными, наоборот, многие животные гораздо сильней и быстрей человека. Единственная причина уважать человека — его разум, его духовность. Чем больше человек связан с духовным, тем больше он способен уважать других.
Цель человека — поставить дух над материей, разум над животными инстинктами и желаниями. Или, точнее, направить материю, инстинкты и желания на путь добра и превратить их в орудия для работы души. Сама по себе душа без тела беспомощна, и тело ей нужно в нашем материальном мире, чтобы проявить себя, чтобы раскрыть Б-жественное в материи. Чтобы привести свет и добро в мир.
Подробнее о еврейском понимании души Вы можете прочитать в ответах раввинов и других статьях на нашем сайте, например:
«Кому Б-г даровал душу, если я и есть душа?»,
«В чем жизнь человека походит на свечу?»,
«Что произошло с душой первого человека?».
См. также материалы по теме «Душа».
С уважением, Ита Минкина
Сегодня, отвечает Лея Трахтенберг
Вчера, отвечает Мирьям Климовская
3 ноября, отвечает Лея Солганик
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Овадья Климовский
Если да, то почему Создатель открылся Аврааму, а не действовал через них?
Журнал «Мир Торы»
Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: о Б-ге не знали до того, как Он открылся Моисею? Кто знал о Б-ге до Моше? Как возникло идолопоклонство? Чем Авраам отличался от других великих людей, знавших о Б-ге? Почему Б-г создал силы, за которыми Его при желании
Рав Овадья Климовский
Праотец Авраам именовался Авраам а-Иври
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Адаму было передано множество духовных тайн. Эти тайны до сих пор являются кладезью для всего человечества.