Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Дошкольники, Домашнее обучение, Методики воспитания
Добрый день! Хотела бы задать вопрос раббанит Ципоре Харитан. Дорогая раббанит Ципора, сейчас есть много методик раннего развития ребенка. Одни из наиболее известных (в России, по крайней мере) — методики Монтессори, Никитиных, Зайцева, Глена Домана. Что Вы думаете о них? Стоит ли придерживаться какой-то из них в воспитании ребенка? Как они сочетаются с еврейским подходом к развитию ребенка? Малышу сейчас 6,5 месяцев. Может быть, Вы могли бы посоветовать что-то, что имело успех у Вас лично или у семей, которые Вы наблюдали? Огромное огромное спасибо! С уважением, N.
Уважаемая N.,
Очень понятно желание матери дать своему ребёнку самое лучшее и помочь ему развиться наиболее полным образом. К сожалению, я не знакома с методиками, о которых Вы говорите, кроме Домана. Но я бы хотела сказать несколько слов в общем на эту тему.
Тысячи родителей были в восторге от возможности научить детей читать в самом раннем возрасте. И, несомненно, у очень многих это прекрасно получилось. Но нет ни одной книги или статьи, которые бы описывали особые интеллектуальные достижения детей, которых обучали читать этим методом. И я предполагаю, что полное отсутствие материала на эту тему свидетельствует о том, что не нашли никакой корреляции. Поэтому нет ничего дурного в том, чтобы пытаться заниматься ранним развитием ребёнка, но вряд ли мы сможем тем самым открыть перед ним какие-то новые горизонты.
С другой стороны, очень важно помочь ребёнку хорошо развиваться самому. Предоставить ему возможность больше двигаться, разговаривать с ним на грамматически правильном языке, называть вещи в окружающей среде своими именами, играть с ним, когда ему того хочется и т.д.
С точки зрения иудаизма мы стараемся развивать ребёнка по его возможностям. Конечно, Виленский Гаон уже в три года знал наизусть всё Пятикнижие, но это всё-таки является редким исключением. Сам он, который много занимался вопросами воспитания детей, не предлагал начинать обучение детей Торе раньше трёх лет, а, как известно, обучение это начинается с алфавита и простых рассказов.
Поэтому старайтесь давать своему ребёнку то, в чём он заинтересован.
Если же Вам хочется испробовать способы раннего развития, то моё единственное замечание о системе чтения по Доману — что система построена для английского, где чтение носит глобальный характер (т.е. человек должен запоминать форму слова, а не читать побуквенно). Русский и, в особенности, иврит фонетические языки, т.е. мы читаем побуквенно, поэтому я не уверена, что даже если ребёнок запомнит несколько десятков слов, это что-то изменит в его освоении чтения.
В любом случае желаю Вам удачи и сийата ди-Шмайа во всём, что Вы делаете для своего ребёнка. Понятно, что общение с любящей мамой, которая его занимает, может ему пойти только на пользу (если, конечно, мама ничего не заставляет силком).
Всего самого наилучшего, Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его