Темы: Воспитание детей, Школа, Непослушание, Ита Минкина, Младшие школьники, Наглость
Здравствуйте. Я мама, одна воспитывающая двух мальчиков 6 и 8 лет. Мальчикам сделан брит (обрезание) на 8-ой день. Мы стараемся соблюдать традицию, отмечаем еврейские праздники.
У директора еврейской школы, в которую сейчас ходят мои дети, не сложились со мной отношения. Ребенок стал плохо себя вести, всё время критикует меня. Стал грубить окружающим взрослым. Может, лучше обычная нееврейская школа со светским воспитанием — и стараться сохранить свою идентичность дома? Я очень боюсь конфликтов с детьми. N.
Уважаемая N.,
Вы задаете очень непростой вопрос, давайте попробуем вместе разобраться в нем.
Можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что изменения в поведении мальчика начались из-за школы? Вы пишете, что не сложились отношения с директором, но, наверное, бОльшее влияние на мальчика идет от его классного руководителя.
Какой он как человек — классный руководитель сына? Складываются ли у Вас отношения с ним? Терпелив ли он к детям, приятен ли им? Способен понять характер и особенности детей?
Знакомы ли Вы с детьми и семьями детей, с которыми учится Ваш сын? Какая обстановка в классе? Дружен ли мальчик с другими детьми, или, например, подражает какому-то одному ребенку, который взял себе привычку грубить взрослым?
Бывает иногда, что ребенок не чувствуют поддержки со стороны семьи в том, что касается правил или ограничений школы. И тогда детей в школе ругают или критикуют за несоблюдение этих правил.
И хотя родители, со своей стороны, ведут войну с руководством школы и пытаются доказать, что их «не заставишь» и требования необоснованные, детям от этого не легче... Они оказываются меж двух огней.
И ради их нормального поведения стоит (даже ощущая, что требования необоснованные) пойти навстречу руководству школы, создавая таким образом единый фронт и обеспечивая ребенку нормальный климат для развития и учебы.
И это неважно, где ребенок учится: в любом учебном заведении есть правила или требования, которые могут возмутить родителей... Но, уступая и подчиняясь даже непонятным правилам, родители преподают детям невероятно важный урок здорового выживания в обществе.
Умение уступить и подчиниться правилам свойственно здоровой личности, человеку, который не ищет конфликтов на ровном месте. И, еще важнее, — это пример того самого послушания, за которое так бьются родители.
И, не дождавшись послушания от детей (параллельно продолжая бороться со школой), родители так искренне удивляются: откуда это в детях?!
(Сказанное выше, по всей вероятности, не имеет к Вам отношения, но важно упомянуть этот момент, потому что именно здесь часто кроется причина плохого поведения детей).
Возраст, в котором находится Ваш мальчик, характеризуется зачастую именно тем, что Вы описываете. Дети 6-7 лет вдруг, часто без каких-то видимых причин (хотя из-за того, что в этом возрасте они идут в школу, родители считают, что это из-за школы) меняют поведение.
И мальчик, который только что был примерным и уважительно относился к старшим, послушно выполнял их правила, вдруг начинает грубить, даже ругаться, не выполняет простых требований, которые беспрекословно выполнял в четыре и в пять лет (посмотрите в книгах д-ра Спока, он подробно описывает это явление).
На самом деле «виновата» не школа, а естественный и нормальный процесс взросления. И задача взрослых в этой ситуации — правильно реагировать на изменения в поведении.
Но для того, чтобы как следует понять, что происходит, давайте попробуем убедиться, что мальчику хорошо там, где он сейчас учится.
Есть простой показатель, хорошо ли ребенку там, где он учится. Если он идет утром в школу с радостью и с радостью возвращается домой, значит, ему там хорошо. И если это так у Вашего сына, то нет причины переводить его в другое учебное заведение. И нет уверенности, что там поведение ребенка было бы другим...
Теперь вернемся к изменениям в поведении младших школьников. В возрасте шести-семи лет ребенок вдруг понимает, что он может грубить и этим приводить взрослых в замешательство. Раньше он этого не смел делать: чувствовал себя слишком зависимым и грубить даже не приходило ему в голову.
А тут начал ощущать себя взрослым, самостоятельным и способным показать всем, где раки зимуют. И, конечно, как говорят наши мудрецы: эйн хахам кэ-бааль а-нисайон («мудрее всех тот, у кого есть опыт»). Когда сталкиваешься с явлением первый раз, всегда сложно. Дальше проще: родители это уже проходили...
Вкратце: важно избрать такую линию поведения, которая усилит положительные моменты в Ваших отношениях с сыном и ослабит отрицательные. Кричать и возмущаться его поведением — только добавит масла в огонь...
Если после всего сказанного Вы, понаблюдав за поведением сына, заметите, что он идет в школу без радости и возвращается без удовольствия, если Вы не уверены, что другие дети оказывают на него положительное влияние, если его преподаватель не умеет быть терпеливым, — значит, есть проблема.
И стоит посоветоваться с раввином и с опытным мудрым специалистом, который представляет, что происходит в школе.
Воспитание, которое ребенок получает дома, — это главное. Если атмосфера дома любящая, поддерживающая, — это дает ребенку силу выдержать внешние испытания, дает ему внутреннюю защиту.
Но если мальчик пойдет в светскую школу, то через каких-нибудь 10 лет у него вполне может появиться девушка-нееврейка. И можем ли мы с уверенностью утверждать, что обстановка в светской школе будет лучше, чем в той, где сын учится сейчас?
Желаю Вам исполнения того, о чем все мы просим Всевышнего: у-тэхонэн отану даат вэ-тэтакен отану бэ-эца това — «дай нам мудрость и добрый совет».
И желаю Вам вырастить Ваших дорогих мальчиков настоящими евреями, дай Б-г Вам от них много нахат (родительской радости). Здоровья вам всем, благополучия и благословения.
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский