Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Как ответить десятилетнему ребёнку на вопрос: «Для чего нас создал Б-г?»

Темы: Аризаль, Смысл жизни, Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ита Минкина, Младшие школьники

Здравствуйте! Как бы вы ответили 10-летнему ребёнку на вопрос: «Для чего нас создал Бог?»

И не только ребенку, но и взрослым важно понять это. Спасибо, N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Уважаемая N.!

Вы задаете очень важный вопрос, который должен задать себе каждый живущий на земле человек. И хотя Тора дает нам ясный ответ, он, как любое утверждение, касающееся духовной сферы, многоплановый. Да и сам человек в процессе жизни меняется: взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, и поэтому вопрос «Для чего нас создал Б-г?» под воздействием жизненных обстоятельств может возникать снова и снова. И задача человека — найти ответ, который подходит ему на том жизненном этапе, который он в это время проходит.

Иногда вопрос «Для чего нас создал Б-г» включает в себе менее глобальный, но не менее важный вопрос: «Для чего Б-г создал эту ситуацию в моей жизни?» или «Что Он от меня ожидает сейчас и вообще?»

Ари а-Кадош[1] сказал:

«Где тебе легко, — там твое предназначение.

Где тебе тяжело, — там твое исправление».

Иными словами: если человек знает: в какой-то области или нескольких областях он талантлив, у него есть способности, есть что-то, что дается легко и, как правило, получается хорошо, — то эта та область деятельности, для которой Б-г послал его в этот мир.

То есть, чтобы понять, для чего нас создал Б-г, нужно, прежде всего, выяснить: в чём наши сильные стороны? К чему есть склонность? Какие способности? Ведь у каждого человека своя задача, для которой его создали.

Если бы была та же, что у соседа, не было бы смысла создавать этого соседа, потому что у Б-га каждый человек — штучный товар, «ручная работа». Это у людей есть конвейер и штамповка, а у Б-га нет такого. Посмотрите внимательно на дерево: все листья чуть-чуть разные: у этого цвет, у этого изгиб, у этого форма, у этого размер: все чуть-чуть разные.

Б-г не повторяется: ни в растительном мире (каждое растение отличается от другого, даже того же вида, нет двух совершенно одинаковых яблок), ни в животном, ни уж тем более — в мире людей.

Каждая душа — особенная, такая, какой не было никогда от Сотворения мира и какой в точности никогда не будет до конца всех времен. И Б-г создал человека для того, чтобы тот проявил себя, проявил свою душу, внес вклад в существование этого мира именно своими умениями, преодолевая препятствия, борясь со злом и увеличивая добро. И чтобы от этого мир стал лучше — благодаря именно его усилиям и именно его способностям, данным ему Б-гом. Это и называется «исправить мир под царской властью Всемогущего» (из молитвы «Алейну лэшабеах»).

Каждый человек как бы пишет свою картину, сочиняет свою мелодию, играет по своим нотам на своем инструменте. Его инструмент — не такой, как у соседа, и ноты другие, но никто не может заменить его, по его нотам никто не сыграет, только он. И всё вместе — это симфония прославления Творца, симфония, которую все люди вместе исполняют перед престолом Славы Всевышнего.

А то, что человеку дается с трудом, — эта та область, где душа должна исправить себя, проведя работу в этом мире. Для этого человеку посылаются испытания, благодаря которым он, во-первых, обнаруживает, в чем его недостатки (если всё будет прекрасно и в избытке, у нас не будет возможности познать свои слабые стороны), а во- вторых, взращивает силу духа, не преступая черту, за которую его тянет его недостаток, тренируя стойкость.

И это происходит не за один год и даже не за десять, а в течение всей жизни. Всю жизнь человек работает над своим характером, и каждая ситуация помогает ему снова и снова увидеть в себе то, что нуждается в исправлении, и попытаться исправить.

И это непростой путь, на нем — множество падений, как сказано в Мишлей (24:16): «Ибо семь раз упадет праведный, но встанет…». Учат наши мудрецы: почему сказано «праведник», ведь из стиха следует, что этот человек целых семь раз не выдержал испытания? Семь раз! Ему был послан шанс исправиться, а он семь раз наступал на те же грабли!

Почему же он праведник? Потому, что он снова встал, и снова встал, и снова встал… Хотя можно было бы отчаяться и решить: «ничего не поделаешь», «значит, это сильнее меня», «раз до сих пор не вышло, значит, никогда не выйдет», «Б-г меня не любит, разочаровался во мне», «что с меня взять, таким родился — таким и умру».

Что такое праведник? В данном случае праведник — это не тот, чьи поступки совершенны: ведь мы видим, что он раз за разом уступает своему дурному началу, не выдерживает испытания, не может исправить себя в чем-то. Этот человек праведник, потому что его усилия угодны Б-гу.

Вот и нам важно помнить и понимать, что наши усилия угодны Б-гу, они должны быть — эти усилия. А насколько у нас получится или не получится? Это другой вопрос. Может, завтра получится или на следующей неделе, или года через два. Или никогда не получится в той мере, как нам хотелось бы. Но наши усилия все вместе и совершенствуют душу.

Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, приводил такой пример.

Скажем, ваш друг среди ночи пришел к вам и просит денег, очень нужно. И вы, хоть и не были готовы к такой просьбе, начинаете искать по карманам, в портфеле, в пальто и, в конце концов, набираете для него нужную сумму. Друг благодарит вас от всего сердца, извиняется за причиненное беспокойство и обещает отдать ровно через месяц.

Вы довольны, что помогли, и желаете ему удачи в его «проекте».

Ровно через месяц он приходит возвращать долг. Кладет перед вами деньги и снова благодарит за помощь. Вы смотрите на деньги, которые он принес, и видите, что это те самые купюры, которые вы нашли для него той беспокойной ночью. Вот эту мятую десятку вы нашли в кармане пальто, а вот эту двадцатку в портфеле.

Те же самые купюры — и это значит, что он не воспользовался вашими деньгами. И вы метались по квартире среди ночи, лихорадочно ища деньги, — зря!

Как вы себя почувствовали бы в такой ситуации?

Рав Зильбер говорил, что то же самое для Всевышнего — послать душу в этот мир и увидеть, как она возвращается обратно, пройдя весь жизненный путь, — в точности такая, какой ее отправили сюда: «теми же купюрами» — там помято, там чуть надорвано, тут уголок оторвался... Те же бумажки, никакого движения. Да и блестящие хрустящие купюры тоже не нашли никакого применения: вернулись как были...

И нет для души горшего разочарования...

А как объяснить ребенку десяти лет, для чего нас создал Б-г? Можно предложить такой вариант, а Вы как мама улучшайте его.

Скажем, что душа человека приходит в этот мир со своей миссией — как разведчик или шпион отправляется в чужую страну с определенным заданием.

Чтобы удачно выполнить эту миссию, разведчику или шпиону даются необходимые инструменты. Т. е. документы, легенда: кто он, откуда, чем занимается, хобби, пристрастия, семья, профессия и др. Даются пароли и явки других агентов, работающих в том же регионе — для сбора и передачи информации или для совместной работы.

У него есть задача, у него будут возникать сложности на пути ее выполнения, преграды, препятствия, неожиданные повороты. Он это знает и к этому готов. И не только готов: всё это делает его работу особенно увлекательной. Выполнение задания потребует от него концентрации и проявления всех его талантов. Удачно выполненное задание дает ему право на повышение, на награду, но самое главное — ощущение удачно выполненной миссии.

Так и душа приходит в этот мир, чтобы выполнить задание. У нее есть «легенда»: где она родилась, какие у нее семья, родители, место жительства и т. д. Но это только «легенда», ведь настоящее место души — это мир душ, близкий к Творцу. А пока душа здесь, это тайна, об этом никто не говорит.

У души есть «документы», есть «план работы», есть «карта» — это Тора, есть задание — сделать этот мир лучше, «исправить» — там, где ты живешь. Но как? Понять, как ты можешь это сделать, исходя из ситуаций и умений, которые посылает тебе Б-г.

Для этого Он нас и создал.

С уважением, Ита Минкина

 


[1] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

 


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его