Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Школа, Поощрение, Ита Минкина, Подростковый период
Здравствуйте. Так как я получала здесь много полезных советов, хочу снова спросить о моем сыне.
Вот у него была бар-мицва. Он теперь считается взрослым и сам отвечает за свое исполнение заповедей. Да и в том, что напрямую не касается заповедей, он становится ответственным за свою жизнь. Но, конечно, на практике приходится напоминать ему что-то по вопросам гигиены, из его хозяйственных обязанностей, что-то советовать по школе (уроки делает со старанием, мои советы относятся к тайм-менеджменту, и тут все неплохо).
А вот как быть с еврейской жизнью? Правильно ли будет здесь заставлять, подталкивать, уговаривать? Ведь это как бы его выбор, теперь он самостоятельный человек. А отец его каждый раз уговаривает ходить в миньян по субботам. Надо уговаривать? Или приказывать?
(У нас, конечно, нестандартная семья. Ребенок в нееврейской школе, папа дома не учится, то есть, привычки к изучению Торы нет. Одно могу сказать: что мы выбрали эту ситуацию, потому что в противном случае мы с мужем так сильно напрягались бы и изображали из себя каких-то праведников, что всем было бы хуже. Трудно мужу учиться? Пусть выбирает сам, что делать. Трудно возить в еврейскую школу, болеет постоянно? Пусть учится в хорошей нееврейской, со своими бутербродами на завтрак).
Есть ли опасность «передавить»? Или лучше потихонечку гнуть свою линию? Все красивые слова давно сказаны, да и ребенок неглуп и по-своему религиозен. Но — практика, рутина (молитва, тфилин, урок по скайпу, подготовить двар Тора — небольшое толкование одного или нескольких стихов Торы, синагога в Шабат) — в привычку не вошла, а, значит, требует, кажется, таких же напоминаний, как убрать вещи в стирку.
А правильно ли так? Загонять на молитву и учебу? Большое спасибо за помощь. N.
Дорогая N.,
Вы — замечательная мама, я помню Ваши прошлые вопросы. Вы прилагаете очень большие усилия, чтобы Ваш дом был настоящим еврейским домом и сын вырос богобоязненным евреем, и эти усилия достойны самой высокой награды.
Вместе с тем Вы задаете очень непростой вопрос. Я думала о нем в течение нескольких недель, советовалась… Конечно, трудно в московских условиях возить его в еврейскую школу. Но проблема нееврейской школы не исчерпывается завтраками. Это еще и среда общения, это сверстники. А Ваш сын в таком возрасте, что уже через год-другой девочки станут ему намного интереснее. И как не влюбиться, если каждый день видишься в классе?
Конечно, и раньше, и сейчас в странах диаспоры — в Америке, в Западной Европе, там, где есть стабильные развитые еврейские общины, — многие семьи отдают детей в смешанные учебные заведения — колледжи и университеты. Но, во-первых, это после года интенсивной учебы мальчиков — в ешиве, девочек — в еврейском колледже. А во-вторых, и это самое главное, такие семьи — это не просто семьи, это настоящие семейные кланы, с множеством дядюшек, тетушек, двоюродных братьев и сестер. У нас, у большинства русскоязычных семей, этого нет.
Но для чего нам это нужно знать? Для того чтобы мы понимали: если хотим, чтобы подросток, а потом молодой человек или девушка выжили как евреи в нееврейском учебном заведении, им требуется эффективное еврейское окружение, интенсивное взаимодействие со сверстниками-евреями. И самое лучшее — со сверстниками из соблюдающих на его уровне семей и на постоянной основе.
Так что… трудно представить издалека, как это невероятно сложно в московских условиях — возить мальчика в еврейскую школу или даже переехать ради этого в другой район, там, где у него будут сверстники из соблюдающих семей. Но это было бы, наверное, самым лучшим решением…
Как быть, если самое лучшее решение невозможно?
От всего сердца желаю Вам удачи в воспитании, помощи Небес, терпения и изобретательности!
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский