Тора культивирует качественные человеческие отношения и придает им особенный статус. Об этом говорит нам заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя», которая считается одной из наиболее важных в Писании.
Известно, что именно ее назвал мудрец Гилель человеку, который желал мгновенно познать всю Тору. «Не делай другому того, чего не желаешь себе, а остальное комментарии», — сказал ему Гилель.
Из всего разнообразия общественных отношений Тора выделяет семейные взаимоотношения и относится к ним особенно внимательно. В одном из мидрашей сказано, что со времен сотворения мира Создатель лично занят шидухами — он соединяет пары. Об этом рассказал одной римской матроне великий мудрец раби Йосэя бен Халафта. Его ответ поразил женщину, которая была уверена, что после грандиозного проекта по Сотворению мира Создатель, наверняка, занят чем-то не менее величественным. А тут получается, что Творец выступает в роли свата, объявляя: «Жена такого-то (после развода или смерти мужа) — такому-то, дочь такого-то — такому-то».
— Я тоже так могу! — воскликнула знатная римлянка.
Она немедленно созвала своих рабов и рабынь, выстроила их в два ряда — женщины напротив мужчин — и стала тыкать пальцем:
— Ты женишься на ней, а ты выходишь замуж за него!
К ночи дело было сделано. Тысяча молодоженов парами отправились праздновать счастливое создание семьи. А по утру все ввалились в дом хозяйки и, перекрикивая один другого, стали жаловаться на свой несчастный жребий и требовать другую пару. Ошеломленная римлянка послала за раби Йосэя. Когда мудрец вошел, женщина сказала ему:
— Истинна ваша Тора!
Она смогла понять, как это непросто создать настоящую семью, где муж и жена относятся друг к другу с уважением и любовью, и каждый старается дать тепло и заботу, внимание и поддержку.
Наши мудрецы говорят, что даже от Всевышнего, величие Которого безгранично, соединение еврейской пары требует совершения настоящего чуда, ничуть не уступающее чуду рассечения Красного моря, которое произошло при выходе евреев из Египта.
Специально ради укрепления отношений мужа и жены в еврейской традиции существует особенная заповедь интимных отношениях в семье, которая называется мицват она. Она предписывает паре быть вместе и наслаждаться единением друг с другом. Об этом законе Торы гостям сайта www.toldot.ru рассказывает рабанит Ципора ХАРИТАН, специалист по семейным отношениям и шлом байту.
— Уважаемая рабанит Ципора, расскажите, пожалуйста, где в Торе сказано о заповеди интимной близости?
— Эта заповедь упоминается в книге «Шмот» в главе «Мишпатим». Там перечисляются обязанности мужа по отношению к жене. В частности, сказано, что муж должен кормить и поить жену, обеспечить ее одеждой, дать крышу над головой и вступать с ней в интимные отношения. Заметим, что здесь перечислены моменты, без которых невозможно существование человека. Ведь мы не можем жить без воды и еды, нам остро необходимы одежда и жилье. Среди базовых потребностей человека упоминаются интимные отношения супругов — следовательно, они также жизненно важны.
Тора обязывает мужчину в отношении женщины, а не наоборот, так как женщина зависит от мужчины, ведь без него она не может получить удовольствие. А он, даже превратив ее в объект наслаждения, может. Отсюда ясно, что интимные отношения должны быть приятны женщине и радовать ее, ведь не может быть, чтобы мужчину обязывали доставлять удовольствие самому себе.
Отмечу, что у заповеди о супружеских интимных отношениях есть самостоятельная ценность, и она не является повторением заповеди пру урву, которую Всевышний дал отдельно, сказав: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю».
— Кто был первым исполнившим заповедь интимной близости?
Первый человек Адам а-ришон уже выполнял ее. Давайте посмотрим в книгу «Берешит» (2:24). Там сказано: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене».
Мудрецы спрашивают:
— Как можно прилепиться к жене и стать с ней одной плотью?
Раши объясняет, что они станут одной плотью в их общем ребенке. Мы бы сегодня сказали, что их ДНК смешаются в ребенке, и получится нечто общее. Но из этого получается, что смысл их близости только в продолжении рода. Это не так.
Рамбан говорит, что заповедь продолжения рода была дана ранее, поэтому нет смысла повторять ее. А в чем же проявляется заповедь приклеиться, по его мнению? «Чтобы возлежала она в его объятиях и была как бы частью его самого», — объясняет Рамбан. То есть уже на примере семьи Адама и Хавы мудрецы говорят не только о продолжении рода, но об интимной близости — отдельной заповеди о супружеских отношениях мужа и жены.
— Существуют ли четко сформулированные законы этой заповеди: запреты и ограничения?
— Детали этой заповеди обсуждают мудрецы Талмуда. В частности, в Торе есть запрет урезать потребности жены в питании и одежде. Мудрецы подробно обсуждают, что значит кормить жену. Может быть, достаточно сухой хлебной корочки. Это не совсем так. Рамбам дает нечто вроде меню для женщины, которое включает в себя все необходимое для нормального здорового питания человека и добавляет, что так кормит жену бедный, а богатый должен это делать на уровне того, что он может позволить себе в соответствие с его материальным положением.
В Талмуде есть и подробное обсуждение деталей того, что значит заботиться об интересах жены в интимной сфере. Мудрецы определяют, как часто в семье должна выполняться заповедь интимной близости. Минимум зависит от степени занятости человека и уровня тяжести его труда. Мужчина, тяжело работающий полный день, а также тот, кому далеко добираться до работы, не может быть с женой так часто, как более свободный человек. Но даже люди, которые работали очень далеко от дома, скажем, моряки, не могли уходить в плавание больше чем на полгода. Каждые шесть месяцев закон обязывал их возвращаться к женам. У женщины также есть право остановить мужа, если он хочет приобрести материально выгодную профессию, которая может наложить большие ограничения на их возможность быть вместе.
Должно быть понятно, что мудрецы установили границу для необходимого здоровой семье минимума интимного общения. Если люди хотят быть вместе чаще, нет на это никакого запрета.
В Талмуде также оговаривается, что эта заповедь должна доставлять удовольствие женщине. Следовательно, в этой сфере невозможно никакое насилие: ни физическое, ни моральное. То, что может причинить боль, либо вызвать отвращение категорически не подходит. Интимная близость должна приносить только удовольствие и радость и жене, и мужу. Ведь когда люди женятся, то само собой подразумевается, что женщины берут на себя обязательство состоять в интимной близости с мужем, а не отнекиваться от нее.
Если же в ходе семейной жизни выясняется, что супруги неприятны друг другу, то они могут расторгнуть брак. Их не заставляют быть вместе наперекор душевному желанию. Отвращение в интимной сфере — повод для развода. По еврейскому закону предпочтительнее развестись, чем постоянно отказывать друг другу, тем самым, издеваясь над своим партнером.
— Есть ли какие-либо действия в семейной интимной близости, которые категорически запрещены?
— В целом, я могу сказать, что все широко распространенные сказки о том, что в религиозном мире отношения полны всяких ограничений, просто глупы. Закон разрешает практически все, за исключением напрасного излияния семени.
Могу дать общую рекомендацию тем, кто хотел бы знать, как вести себя еврейской паре в постели — нужно стараться привнести в отношения с мужем или женой как можно больше радости.
Более личные советы и индивидуальные рекомендации вам даст специалист, который получил образование в этой сфере. Ведь на то интимность и интимна, чтобы о ней разговаривали лично, с глазу на глаз.
В религиозном еврейском мире подобные консультации дают не сексологи, которые вникают, в основном, в физиологические подробности, а раввины и специалисты, прошедшие подходящую подготовку в специальных центрах.
Например, в Иерусалиме есть два института, которые готовят специалистов по всем вопросам семейной жизни. Это «Янар» и «Махон Пуа». Там очень серьезно изучают тему интимных отношений в еврейской семье с раввинами, врачами, сексологами. Ей посвящается более 300 академических часов.
— А чем отличается заповедь супружеской близости от заповеди плодитесь и размножайтесь? На первый взгляд может показаться, что это одно и то же.
— Заповедь интимной близости остается с нами на протяжении всей семейной жизни. Даже если женщина уже беременна, не молода или больна, она вступает в интимные отношения с мужем. У этой заповеди другая цель.
Когда-то одна из моих учительниц сказала, что от заповеди всегда что-то рождается: радость или ребенок. Радостью, рожденной при выполнении заповеди о супружеской близости, мы создаем души. Например, люди, которые прошли гиюр и присоединились к еврейскому народу, называют себя потомками праотца Авраама. Это не случайно. Их души были созданы в годы внешнего бесплодия праматери Сары.
— Можно ли назвать заповедь интимности простым современным словом секс? Это синонимы?
— Сегодняшний секс сведен к физиологии, а заповедь говорит об интимных отношениях в семье, которые нужно терпеливо строить, основываясь на духовности. Создать подходящее настроение и желание, вкладывать душу в развитие глубокой привязанности и большого взаимопонимания, сохраняя при этом романтику.
Кроме того, секс сегодня страшно не разборчив. Только следи, чтобы партнер не был заразен.
Секс гонится за бесконечным разнообразием партнеров и превращает женщину в объект для наслаждения. А заповедь супружеской близости направлена на укрепление брака, развитие отношений мужа и жены и хочет, чтобы в интимности женщина могла бы проявить свою человеческую сущность. Поэтому в близости мужа и жены есть вступление или прелюдия. Мы не говорим только о половом акте и о том, насколько он будет приятен. Заповедь супружеской близости требует от партнеров помочь друг другу настроиться на взаимное удовольствие. Когда женщина принимает от мужа ласку, она одновременно дает ему ощущение, что он в ее глазах мужчина с большой буквы, человек, которого она ценит и любит. Взаимная благодарность за это укрепляет наши человеческие отношения.
Эта заповедь живет только внутри семьи. Выполнение заповеди об интимной близости в семье — непростая задача, которую мы ставим перед собой и хотим решить наилучшим способом, это наше устремление. Важно понять, что в иудаизме святость не в том, что воздерживаются от интимности, а в том, что стараются внести в нее как можно больше взаимной любви и радости. А секс — только порция «мороженого», моментальное наслаждение, которое совершенно не всегда направлено на то, чтобы построить человеческие отношения мужчины и женщины.
— Почему иудаизм так внимателен к теме супружеских интимных отношений?
— Заповедь интимной близости, действительно, может показаться странной, потому что евреям не заповеданы вещи, которые естественны для человека. Нет заповеди пить, есть или спать. На свете живет 7 млрд. людей. Отнимем 2 млрд. детей и стариков. Останется 5 млрд. народу, который регулярно занимается сексом, понятия не имея, что у евреев это заповедь.
Почему она нам нужна? Прежде всего, нашему Творцу важно гарантировать женщине право на радость, счастье, удовольствие. Как Он в Его великой мудрости это делает? Всевышний обязывает еврейского мужчину жениться, а потом любить и уважать жену, заботиться о ней: кормить и поить, одевать и предоставлять жилье, делать подарки к праздникам и вообще всячески радовать.
Кроме того, есть еще одна простая причина — к выполнению заповеди нужно готовиться. В том числе и к этой, что обязывает, пробуждает особое отношение. Таким образом, выполняя заповедь об интимной близости, мы строим нашу любовь. Это особенная психологическая работа, но и технические детали очень важны. Мужчина возвращается домой с желанием тепла и любви, жена должна стараться соответствовать его настрою. И они оба прикладывают все усилия для того, чтобы найти время друг для друга и уделить достаточно внимания.
Благодаря организации Толдот Йешурун и ее духовной и технической поддержке за последний год я дала в Израиле 7 курсов лекций для женщин, которые были посвящены вопросам улучшения качества жизни семьи на всех уровнях, и только благодаря инициативе администрации Толдота эти лекции смогли состояться. Когда слушательницы курса научились правильно строить эффективные семейные отношения, провели работу, постарались, то их семейная жизнь очень наладилась.
Читайте: тема Любовь