Темы: Деньги, Муж и Жена, Роли супругов, Хана Лернер, Быт семьи, Общение супругов
Имеет ли право жена контролировать деньги мужа и семейный бюджет, и имеет ли право муж ей в этом отказать? Например, в российском и западных обществах при поверхностном патриархате можно увидеть внутрисемейный матриархат, где женщины контролируют семейный бюджет и де-факто муж выглядит лишь машиной зарабатывающей, но не человеком, который распоряжается своим имуществом по своему усмотрению. Что Галаха (еврейский Закон) говорит по теме быта и бюджета внутри семьи? N.
Уважаемый N.,
С точки зрения еврейства, ответственность за заработок лежит на мужчине. Он приносит деньги в дом. Даже если жена зарабатывает, ответственность за пропитание лежит на муже. Когда есть обоюдное согласие, муж решает, куда идут деньги.
Но муж обязательно должен давать жене столько, сколько ей необходимо для ведения хозяйства, личные деньги, которые должны идти на ее потребности.
(В Талмуде, см. Хулин 84 б, сказано, что в семейной жизни расходы мужа на нужды жены должны превышать его расходы на себя. Также уровень и качество вещей, покупаемых для жены и детей, должны быть выше того, что муж может себе позволить по своим доходам. Иными словами, мужчина может экономить на себе, но не на своей семье).
Но часто в еврейских домах женщина более практична, лучше умеет распределять деньги, экономить, поэтому очень принято, чтобы супруги советовались друг с другом, на что потратить деньги. И мы не называем это контролем, мы называем это сотрудничеством. В нормальных еврейских семьях нет понятия «кто-то кого-то контролирует», супруги сотрудничают, строя свой бюджет.
Возможно, ответы на следующие вопросы: «Каким образом в семье происходит распределение финансов, если работают и жена, и муж?» и «Всё, что я зарабатываю, по еврейскому Закону принадлежит мужу?» помогут Вам глубже познакомиться с этой темой.
С уважением, Хана Лернер
Вчера, отвечает Хана Лернер
24 июля, отвечает Ципора Харитан
22 июля, отвечает Рика Гдалевич
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Рав Овадья Климовский
Куда смотрел Пинхас на войне с Мидянитянами и почему не на него разгневался Моше? Что говорят комментаторы?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Ефим Свирский
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы