Инквизиция — это особый следственный и судебный орган при католической церкви для преследования еретиков. Инквизиция была создана в Средние века во Франции и приняла ужасающие формы в Испании под руководством Томаса де Торквемады. В кострах инквизиции сгорели десятки тысяч евреев не только в Испании и Португалии, но и в их колониях.
Оглавление
Папская инквизиция [↑]
Созданная в первой трети XIII века в Риме папой Иннокентием III, инквизиция была подобна внутренней разведке, которая занималась выявлением всех форм инакомыслия и поиском внутренних врагов католической церкви. Изначально деятельность инквизиции была направлена на розыск «альбигойских еретиков» или катаров — французских сектантов. Катары убегали от католиков и прятались в пещерах и далеких селениях, а тайные агенты инквизиции, которая находилась в руках доминиканских монахов, разыскивали катаров по всей стране.
В этот начальный период, когда инквизиция обнаруживала, что в каком-то городе есть вероотступники, она направляла туда своих представителей, которые объявляли в городе «Дни милосердия»: две-четыре недели, в течение которых любой человек, замечавший в самом себе или в любом знакомом какие-либо еретические, с точки зрения католической церкви, мысли или действия, мог сам на себя донести.
Инквизиция назначала еретику денежный штраф, и на этом все заканчивалось. Если же вероотступник не сам приходил в назначенные дни к инквизиторам, а приходилось его арестовывать по доносу, тогда он лишался не только своего имущества, но на некоторый срок — и свободы. Конфискованные средства делились между местной властью, инквизицией, местным епископом и папой римским. Таким образом, всем было очень выгодно ловить именно состоятельных еретиков.
Кроме того, инквизиция занималась выявлением и периодическим сожжением «неподходящих» книг. Так в Париже были сожжены философские и некоторые алахические труды Рамбама в 1232-м году и огромное количество свитков Талмуда в 1242-м году. Вскоре после своего возникновения папская инквизиция появилась в Провансе, Арагоне, Италии и в Священной Римской империи. Некоторые правители — например, короли Кастилии, Англии, скандинавских стран — отказались разрешить у себя деятельность инквизиции.
Несмотря на распространение по большей части Европы, в тот период инквизиция еще имела незначительное влияние на политику и практически не преследовала евреев. Только если христианин переходил в иудаизм (что случалось крайне редко) и показывал, что его совратил какой-то еврей — тогда под следствием оказывался и еврей.
Тем не менее, первые массовые сожжения насильно крещёных евреев произошли еще в 1288 году во Франции. Множество евреев, бежавших из других стран во Францию и вернувшихся к иудаизму, было сожжено или наказано другими способами в Париже в 1307-1310 годах, хотя до эпидемии костров, горящих по всей Европе, было еще далеко.
Севильский эксперимент [↑]
Установлению инквизиции в Испании предшествовали такие события, как антиеврейские гонения 1391 г. и диспут в Тортосе. Короля Фердинанда, подданными которого было множество очень состоятельных анусим (или маранов, как называли их испанцы), потомков насильственно крещеных евреев, идея папской инквизиции не устраивала. Ему была нужна инквизиция национальная, испанская, независимая от папы — ведь тогда все конфискованное имущество маранов полностью шло бы в королевскую казну.
В качестве эксперимента было создано отделение инквизиции в городе Севилья, в котором проживало особенно много маранов. В Севилью были посланы два монаха, садиста и фанатика, — для выявления еретиков.
Инквизиция стала вызывать людей на допросы, в церквях шли постоянные проповеди о том, что надо обратить внимание на своих соседей — не одеваются ли они иначе в субботу, где покупают пищу, как они молятся в церкви… И главное — что надо доносить обо всем! Кто вовремя сообщит — получит денежное вознаграждение, а кто не успеет — будет осужден как вероотступник.
Все мараны — евреи во втором и третьем поколении — были изначально под подозрением, но признаваться многим из них было не в чем, в большинстве своем они даже не знали, что такое шабат, в соблюдении которого их подозревали. Чтобы добиться «признаний», именно здесь, в Севилье, инквизиторы стали применять жесточайшие пытки, под которыми можно было сознаться в чем угодно.
Людей забирали ночью. Те, кого забирали, обычно не возвращались домой, а если и приходили — то абсолютно сломленными морально инвалидами, лишенными всего своего имущества.
В 1481 году именно в Севилье было принято решение, которое станет потом визитной карточкой испанской инквизиции — человек, повинный в грехе, должен быть сожжен на костре. Первое ауто-да-фе, на котором были сожжены шесть человек, состоялось в этом испанском городе.
Аутодафе [↑]
Инквизиция обставляла всю свою страшную деятельность очень торжественно. Объявление и вслед за тем приведение в исполнение приговора называлось «актом веры» (по-испански: auto de fe).
За некоторое время до аутодафе о нём официально объявлялось перед общественными зданиями и в городских садах. Торжественное объявление приговора происходило обыкновенно в церкви в первое воскресенье зимнего поста. На городской площади устраивалась обширная эстрада. В XVI-XVII веках на казнях присутствовало больше народу, чем на корриде.
Были разного рода аутодафе: общее публичное аутодафе совершалось с большой помпой в присутствии всех магистратов города, часто по случаю дня рождения или бракосочетания какого-нибудь принца; на частном аутодафе присутствовали только инквизиторы и уголовные судьи; малое аутодафе совершалось в пределах дворца инквизиции в присутствии судей и нескольких приглашённых гостей; auto singular назначалось для одного преступника.
После долгих месяцев или даже лет заключения осуждённых выводили из тюрьмы ночью накануне аутодафе и приводили в особое место, где на них надевали особый унизительный костюм. Впереди торжественной процессии несли хоругвь инквизиции; за преступником следовали инквизиторы и другие сановники.
В церкви в большом алтаре, задрапированном чёрным сукном, ставили два кресла, одно для великого инквизитора, другое для короля или какого-нибудь высокопоставленного лица, и водружалось распятие: те, к кому был обращён лик распятия, должны были быть пощажены, находившиеся же позади распятия были обречены на смерть. Светские власти приносили торжественную присягу, что будут оказывать инквизиции всяческую помощь и исполнять все её приказания. Затем произносилась длинная проповедь.
Инквизиция могла приговорить к одному из четырех наказаний: вызову в суд инквизиции; совершению благочестивых дел; публичному паломничеству, бичеванию и ношению тяжёлых крестов и наконец — к конфискации имущества, вечному заключению и смерти.
Той же торжественностью, с которой совершалось публичное чтение приговора, сопровождалось и приведение его в исполнение. Раскаявшийся сначала задыхался от дыма, а затем сжигался, нераскаявшегося же бросали в огонь живьём.
Нам известно об аутодафе достаточно много, потому что инквизиторы очень скрупулезно составляли полный отчет об аутодафе, включающий даже запись диалогов между обвиняемыми и инквизиторами.
Первое аутодафе еврея, насколько известно, состоялось в Труа в субботу 24 апреля 1288 года. Об этом событии говорится в Слихот рабби Яакова бен Йеуды, р. Меира бен Элия и р. Шломо Симхи, а также в старом провансальском стихотворном рассказе, автором которого также является р. Яаков бен Йеуда.
Кроме того, еще до начала испанских зверств, в 1453 году, были совершены аутодафе в Германии: в Бреславле был сожжён 41 еврей, в Швейднице — 17.
Распространение инквизиции по Испании [↑]
В Севилье царила обстановка террора. Все доносили на всех, стараясь опередить друг друга. Севильские мараны предприняли попытку бежать, но были выданы и возвращены инквизиторам.
Инквизиция в Севилье работала, как конвейер: за 10 месяцев там было сожжено 300 человек. Еврейская община города, которая тогда еще чувствовала себя спокойно, послала делегацию к папе римскому, чтобы донести до него информацию о происходящих бесчинствах. Несмотря на то, что Папа Сикст Четвертый, недовольный происходящим в Испании, написал буллу с распоряжением прекратить сожжения людей, так как это противоречит нормам католической церкви, — Фердинанд ответил на эту буллу в угрожающем тоне, и папа был вынужден отступить.
Вся испанская инквизиция отныне замыкается только на испанские церковные власти. Севильский проект принес так много денег королю и королеве, что они решили распространить эту практику на всю Испанию и для этого учредили новую должность: великий инквизитор.
Великим инквизитором назначили Томаса де Торквемаду, одного из самых больших злодеев в истории, чье имя стоит в одном ряду с Аманом и Гитлером.
В течение нескольких лет вся Испания покрылась сетью инквизиционных трибуналов: Кордова, Сьюдад-Реаль, Сарагоса, Толедо, Валенсия, Барселона… Наряду с постоянными судами стали действовать выездные судебные комиссии. Согласно различным источникам, только в 1480—1492 гг. было выявлено около 13 тысяч маранов, сохранивших верность иудаизму.
Обвиняли в еврействе не только маранов, но и людей, не имеющих никакого отношения к еврейству. Свидетельства о том, что человек не ест свинину, было достаточно для обвинения в ереси. Многие, видя, что инквизиция заходит в город, заранее сознавались в том, чего нет, чтобы избежать мучительных пыток.
Инквизиция занималась не только вероотступниками (включая протестантов и крещеных индейцев), но и колдунами, читателями запрещенных книг, богохульниками и двоеженцами — особенно имеющими какое-либо состояние.
У инквизиции было множество шпионов, и попавшие по доносу в ее застенки часто только там узнавали, что они евреи. Как это ни парадоксально, но именно инквизиция пробуждала в евреях национальное самосознание.
Многие из приговоренных проявляли удивительную силу духа, и перед лицом смерти бывшие отступники громко читали молитву Шма Исраэль…
Жестокий фанатик Торквемада замучил тысячи человек. Его садизм перерос всякие границы. Тем не менее, преследованиям в основном подвергали новообращенных. Сами же евреи были в несколько лучшем положении и даже продолжали занимать высокие посты. В то время как Торквемада сжигал в кострах инквизиции тысячи анусим, еврей дон Ицхак Абарбанель был министром финансов при дворе испанского короля.
Это Торквемаде очень мешало, и именно ему пришла в голову мысль об изгнании евреев из Испании и о том, как представить народу причины и цели этого изгнания. Новая мысль Торквемады звучала так: почему выкресты тайно продолжают соблюдать свои еврейские обряды? Потому что вокруг живут евреи! Надо евреев выгнать из страны, и тогда никто не будет смущать новых христиан.
Торквемада стал вызывать к себе раввинов и убеждать их доносить на маранов, если те заходили в синагогу. Первым был рабби Йеуда ибн Верга, главный раввин Севильи. Рабби Йеуда был историком-каббалистом, математиком, астрономом — и великим праведником. Ему удалось бежать от инквизиторов в Португалию, где он какое-то время скрывался, но все же его поймали, привезли в Севилью и пытками хотели выбить у него имена маранов, тайно соблюдающих еврейские обряды. Рабби Йеуда ибн Верга умер под пытками, но не выдал ни единого человека.
В 1492 году евреям Испании было приказано в течение четырех месяцев креститься или покинуть страну. Торквемада и его приспешники надеялись, что основная масса евреев изберет крещение. Но подавляющее большинство еврейского народа выдержало испытание. Лишь немногие пожелали остаться в Испании.
Инквизиция после изгнания евреев из Испании [↑]
Выгнав евреев из страны, испанская инквизиция продолжала их повсюду преследовать. Понимая, что Португалия может стать убежищем для маранов, они надавили на португальские власти, и португальский король попросил римского папу учредить инквизицию и в его владениях.
Активная деятельность португальской инквизиции началась в 1539 г. и формально существовала до 1821 года. Причем ее эмиссары следили за религиозным поведением португальских маранов и за границей. Также с XVI по XIX века инквизиция действовала во всех испанских и португальских колониях: в латиноамериканских Мексике, Перу, Чили, Парагвае, Бразилии, на Карибских островах, на Балеарских островах, в Индии — в штате Гоа, и даже в португальских колониях в Африке.
В Испании и ее владениях с начала деятельности инквизиции и до ее упразднения к различным наказаниям было приговорено около 350 тысяч человек, из которых 31912 были сожжены на костре. В различные периоды «тайные евреи» составляли различную часть обвиненных, но в целом именно они были основной жертвой государственной инквизиции Испании и Португалии.
Считается, что окончательно испанская инквизиция была упразднена в 1834 г., но по сути, она была лишь реорганизована, и с 1965 года и по сей день существует в Ватикане под названием — «Конгрегация доктрины веры».