Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Сокрытие Творца

Сокрытие Творца (Сокрытие Лика, эстер паним) — это понятие, определяющее наши ощущения того, что Вс-вышний «отвернулся» от нас», как было обещано Торой — за то, что мы оставили Его заповеди. В годы тяжелых испытаний, изгнаний и страданий евреям перестает быть очевидным Б-жественное управление миром. Тем не менее, само существование мира — тоже есть Сокрытие Творца, как объясняет Рамхаль. Вс-вышний не допустит полного Сокрытия Лика: в конце концов придет и полное раскрытие Творца.

Оглавление

Как Б-г допустил?.. [↑]

Понятие эстер паним, Сокрытие Лика Вс-вышнего — это, по сути, ответ на распространенный вопрос: «Где был Б-г во время Катастрофы?» А так же — во время египетского рабства, разрушения Храмов, Инквизиции, погромов, кровавых наветов, хмельнитчины, насильственных крещений — список длинный.

Тора видит причину всех человеческих страданий, в том числе — нищеты, болезней и смерти — в деяниях людей, начиная с Первого Человека и вплоть до наших дней. При этом приговаривает человека к страданиям лишь Вс-вышний, который решает, кому жить, а кому умереть. И только Он приводит приговор в исполнение через Своих посланников.

В тяжелые периоды истории людям кажется, что Вс-вышний как бы «скрывает Лицо» — когда перестает быть очевидным Б-жественное управление миром и избранный Им народ не чувствует своей связи с Ним, как сказано: «Я покину их и сокрою лицо Мое от них, и будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: “Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия?”» (Дварим 31:17). Но на самом деле, Творец скрыт от нас всегда — не только в годы различных катастроф.

Творец мира и Его творение [↑]

Творец создал этот мир, который мы можем ощущать всеми нашими чувствами. Однако присутствие Творца в творении полностью скрыто от человека. Кроме того, в мире действует множество противоречивых сил, что также заслоняет единство Создателя. И тем более провидение Творца тщательно завуалировано различными естественными «покровами» и вереницей «случайных» событий, не говоря уже о видимой несправедливости и преобладании зла над добром.

Получается, что, с одной стороны, «нет места, пустого от Его присутствия» («Тикуней Зоар», 26), а с другой — реальность Вс-вышнего находится в сокрытии от прямого восприятия человека.

Еврейская традиция сообщает, что существует много уровней «сокрытия Творца». И если до создания Вселенной этот уровень был минимальным, то в нашей реальности — самый высокий уровень Б-жественного сокрытия. Если бы мы ощущали сегодня, что Шхина пронизывает все бытие, мы ясно осознавали бы, что весь мир существует только потому, что Вс-вышний постоянно снабжает его энергией.

Рамхаль пишет в Даат Твунот, что весь наш мир — это сокрытие Сияния Лика Творца. На святом языке слово «мир» — «олам», и слово «сокрытие» — «hеэлем» — это однокоренные слова. Мир был создан для того, чтобы обеспечить возможность существования зла, которое противоречит воле Творца. Это, в свою очередь, гарантирует человеку свободу выбора. Задача человека — выбрать добро, несмотря на препятствия, которые сокрытие воздвигает у него на пути.

Б-г обязан сохранить Свое присутствие в мире. С другой стороны, необходимо оставить человеку свободу выбора. Таким образом, Б-г должен одновременно присутствовать и отсутствовать в созданном Им мире. Б-г прячет Свое лицо, то есть присутствует, но так, чтобы не быть заметным; отсутствует, но так, чтобы не стать безнадежно недоступным. Одни находят Его даже в Его отсутствии; другие не видят Его, когда Он рядом. «Сокрытие лица» порождает страдания невинных, но благодаря тому, что Б-г никогда не оставит человека, зло никогда не восторжествует окончательно.

Сокрытие Творца в мире — состояние временное, соответствующее этому миру — месту испытания и служения, но в конце дней с приходом Машиаха, и тем более в Грядущем мире, Слава Г-спода раскроется во всей своей красе и полноте, и именно в постижении Его Света и будет заключаться конечная и вечная награда праведников (Трактат Брахот, 17а; Рамбам, Мишне Тора, Законы Раскаянья, 8:2).

Сокрытие Лика [↑]

Тем не менее, понятие эстер паним — «сокрытие лица Бога» — более узкое, чем общее понятие о том, что Творец скрыл Себя в этом мире до конца дней. Эстер паним — это когда нам кажется, что Б-г оставил нас на произвол судьбы. В муках человек взывает к Творцу, но Вс-вышний молчит.

Об этом говорит 44-й псалом: «Боже!.. Ты отдал нас как овец на заклание и рассеял нас среди народов… Ты отдал нас на посрамление соседям, на посмеяние и поругание… Пробудись, почему спишь Ты, Господи? Пробудись, не оставь навсегда! Почему скрываешь Ты лицо Свое, забываешь, что мы бедны и угнетены?»

Раши в комментарии на Дварим 31:17 объясняет, что выражение «сокрыл Лицо» говорит о времени, когда Вс-вышний управляет миром, словно не замечая страданий евреев. Он не останавливает поток бедствий, обрушивающихся на них.

Ибн Эзра, трактуя слова отрывка Торы «и…оставлю их», объясняет, что они свидетельствуют о моменте, когда Творец отвернется от всех евреев: злодеев и праведников, женщин и детей, виновных и невиновных, потому что все они отвечают друг за друга.

Причина — в нас [↑]

Пишет Рамхаль в Даат твунот: «Однако тяжелы последствия греха, когда Святой, благословен Он, отворачивается от Израиля (не дай Б-г), как муж, гневающийся на жену свою, или отец, гневающийся на сына. О таком времени сказано (Берейшит 6:6): “И опечалился в сердце”, поскольку не рад Творец миру и тому, что создал его, и тогда прекращается всякое влияние и исчезает успех. И выходит, что зло рождается только из-за сокрытия лица, т.е. из-за того, что Господь, благословен Он, не обращает лик свой с любовью к нижним мирам и не рад им, а это — причина всякого прекращения влияния».

Дальше Рамхаль объясняет, что весь порядок управления и все его проявления в мире основаны на народе Израиля, на том, что Вс-вышний обращается к ним с любовью или отворачивается от них. В начале Творения было установлено так, чтобы все рамки и законы действовали соответственно поступкам сынов Израиля. Их добрые поступки приводят к освещению лица Вс-вышнего и приносят благо Израилю, а через него — всему миру. Но и наоборот, не дай Б-г.

Израиль занимает центральное место во всем Творении, а остальные создания зависят от него. От того, что Вс-вышний обращается к низшим мирам с любовью, происходят все улучшения в мире, ухудшения же — от того, что Он отворачивается от них.

В книге Дварим (31:16) Вс-й открывает еврейскому народу, за какие конкретно прегрешения Ему придется «скрыть Лицо»: «и встанет этот народ и блудно следовать будет за божествами племен земли, в среду которых он входит, и он оставит Меня и нарушит Мой завет, который Я заключил с ним».

Три преступления повлекли за собой Сокрытие Лица: «…оставит Меня…», «…следовать будет за божествами племен земли…», «…нарушит Мой завет…» Когда еврейский народ забывает о Завете, оставляет Вс-вышнего и предается развратным языческим культам или находит себе непотребную замену в чуждых идеологиях — Вс-вышний скрывает Свой Лик. «Но даже сейчас, когда Творец сокрыл доброту свою и не дал совершенства созданным, Он, несмотря ни на что, поддерживает их», — так пишет Рамхаль (Даат твунот).

Когда наступит вновь раскрытие Лика Творца? [↑]

В словах Рамхаля есть повод для оптимизма. Сокрытие Лика — не вечно, и в самом Сокрытии содержится добро и забота о благе евреев. «Несчастья, которые постигают человека в изгнании, всегда соответствуют тому злу, которое он совершил», — пишет он. «Когда человека преследуют результаты его же неправильного выбора, он может понять смысл происходящего и раскаяться в содеянном. Когда изгнание и связанные с ним страдания достигнут цели, и помогут человеку очиститься от нечистоты, то изгнание закончится, и вновь наступит раскрытие Лика Творца».

«Даже если люди будут постоянно выбирать зло, Вс-вышний все равно не даст миру опуститься в полное сокрытие Лика. В конце концов, придет избавление, даже если люди этого не заслуживают».

Выводить материалы

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 10: Стоит ли уезжать?

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Множество евреев, спасающихся от нем­цев, подошли к Бугу, чтобы перебраться в советскую зону. Одновременно массы других беженцев, уже с со­ветской стороны, тоже пробирались к той же реке. Те, что бежали с Запада, стояли у воды и с недоуме­нием смотрели на восточный берег: кому в здравом уме придет мысль убегать к немцам? Стоявшие на противоположном берегу удивлялись: зачем бежать к русским, ведь они рисковали всем, только бы спа­стись от Советов?

Даат Твунот 7. Сокрытие и освещение лица Всевышнего — корни существования души и тела

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Цель жизни — сделать так, чтобы душа возобладала над телом. Следует помнить о том, что Творец создал тело, находясь в состоянии «сокрытия лица».

В Грядущем мире Творец тоже будет сокрыт?

Рав Эльяким Залкинд

Когда сокрытие должно закончиться?

День независимости Америки — 17 Тамуза, значит, от Америки исходит негатив?

Рав Яков Шуб

Какие события произошли 17 Тамуза? Всё, что происходит в этот день, имеет негативную окраску? А если у кого-то день рождения 17 Тамуза? Когда Боаз женился на Рут? Каков потенциал этого дня? Как избавить этот день от негативной «оболочки»?

Природа и чудо. Природа — сокрытие чуда

Рав Захария Матитьяу

Природа — сокрытие чуда

Эпоха и чудо (Мегилат Эстер) 1. Услышанное пророчеств​о

Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»

Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков

Израиль и человечество 1. Б-жественный план. Откровение и тайна

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

В ранней истории еврейского народа можно обнаружить определенную закономерность: периоды тесной взаимосвязи с Б-гом сменяются периодами отторжения и утверждения самостоятельности