Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Темы: Разрушение Храма, Рав Хаим Бурштейн
Что такое истинное утешение и истинная красота? Что мы потеряли с разрушением Храма? Зачем римляне сажали хромого на «целого», и как это связано с Концом Дней?
Тема этой лекции цикла рава Хаима Бурштейна о еврейском мировоззрении – последствия разрушения Второго Храма. Лекция начинается с обсуждения текста Пасхальной Агады, где мудрецы сидели и плакали о разрушенном Иерусалиме, а рабби Акива утешил их. Цель утешения – не отвлечь или развлечь скорбящего, а показать ему, как жить дальше. Рабби Акива напомнил скорбящим о пророчестве Захарии о возвращении в Иерусалим. Сказано, что, несмотря на разрушение Храма, духовная связь евреев с этим местом не будет утеряна.
Написано, что не было в мире ничего более красивого, чем Иерусалимский Храм. Самая главная наша потеря после разрушения Храма – потеря истинного понимания красоты, которое может существовать только в связи с духовностью и Б-жественностью.
Трактат Авода Зара рассказывает об одном римском празднике, который отмечался раз в 70 лет. В этот праздник римляне приводили целого человека, сажали его на шею хромого, одевали его в одежды Адама и надевали ему на лицо маску из кожи рабби Ишмаэля. Рабби Ишмаэль обладал такой красотой, что его лицо светилось. Он был казнен римлянами в числе десяти мучеников царства, и с его лица сняли кожу, желая присвоить себе это свечение лица.
То, что целого человека сажали на хромого, символизирует подчинение Яакова Эсаву. В конце описания этого ритуала Талмуд говорит: горе ему, если он сбросит целого человека со своей шеи – то есть горе цивилизации Эсава, если красота снова будет связана с Б-гом: тогда Эсав совсем пропадет.
Евреи после разрушения Храма потеряли свою красоту, а неевреи, народы мира, пытаются эту красоту забрать себе. Мы до сих пор находимся в Изгнании, до сих пор Эсав (он же – Рим) правит Яаковом. Римское изгнание соответствует железной ноге (в пророчестве Даниэля) и обладает силой подавлять духовные ценности. Один из результатов разрушения Храма – это искажение духовности. В современном мире любовь – это не направление своей энергии в сторону любимого объекта, а только использование объекта «любви» для получения позитивных эмоций. Яаков и Эсав, в свое время, поделили между собой мир: Яаков получил Будущий Мир, а Эсав – этот, материальный. Еврей, который полагает, что он может адаптировать воззрения Эсава и прийти к счастью, – заблуждается: в этом мире может быть счастлив только Эсав.
Наши сердца болят о том, что в отсутствие Храма мы не видим, как преодолеть тьму. И тем не менее, мы должны обрести ясность видения, чтобы исполнилась вторая часть пророчества – о восстановлении Храма. Задача каждого из нас сейчас – понять, с какими ценностями мы идентифицируем себя – с ценностями Эсава или Яакова?
Читайте обзор по теме Разрушение Храма
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Хаим Бурштейн
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Хаим Бурштейн
Рав Хаим Бурштейн
Автобиография главного раввина Литвы
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Арье Кацин
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Йеошуа»
Эстер Оффенгенден
Ципора Харитан,
из цикла «Женщины в Пятикнижии»
Ципора Харитан,
из цикла «Женщины в Пятикнижии»
Рав Реувен Куклин
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Ципора Харитан,
из цикла «Женщины в Пятикнижии»
Ципора Харитан,
из цикла «Женщины в Пятикнижии»
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Женщины в ТаНаХе»
Ципора Харитан,
из цикла «Женщины в Пятикнижии»
Ципора Харитан,
из цикла «Женщины в Пятикнижии»
Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Берешит, описание сотворения мира»
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Женщины в ТаНаХе»