Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Трапеза, Рош Ашана, Еврейские праздники, Реувен Пятигорский, Обычаи
В этом году праздник еврейского Нового года, Рош-Ашана, наступает вечером в пятницу 18 сентября. Праздничными являются оба первых дня месяца тишрей, поэтому праздник кончится с появлением на небе первых звезд вечером 20 сентября. Все это время нельзя делать никакой работы, кроме приготовления пищи непосредственно для нужд праздника. Но все, что можно сделать заранее, делается до зажигания праздничных свечей.
К столу принято подавать сладкие блюда и фрукты: мед, финики, гранаты, яблоки, — чтобы год был «сладким», а также голову рыбы, произнося при этом «чтобы мы были в голове, а не в хвосте». Горькие и соленые блюда убирают подальше. Надо сделать все, чтобы Рош-Ашана стала добрым знаком на весь год. Поэтому в эти дни стараются избегать гнева и строгого отношения к людям. Впрочем, это правило хорошо для всех дней года.
Утром в синагоге трубят в шофар. Звук шофара напоминает нам о пророчестве, в котором сказано: «И настанет день — затрубит великий шофар, и придут потерянные (евреи из других стран)… И падут ниц перед Всевышним на святой горе (в обновленном Иерусалиме)» (Йешая 23). Все евреи должны выполнить заповедь «слушать голос шофара на Рош-Ашана».
В оба дня Рош-Ашана принято не спать с восхода солнца до полудня. Потому что, как сказано в Иерусалимском Талмуде: «вместе с человеком в Рощ-Ашана спит его счастье». Строго говоря, нет разницы между тем, кто бездельничает, и тем, кто спит. (Кто бездельничает в праздник? Тот, кто не учится, не молится и не сидит за праздничным столом.)
В Рош-Ашана едят, пьют и веселятся. В этот день запрещено поститься, даже если на то есть причина. И хотя это день Суда, когда Всевышний судит весь мир и когда все люди проходят перед Ним со всеми своими делами и помыслами — «как стадо перед пастухом», — тем не менее надо выполнять заповедь «быть радостным во время праздника». Про праздник Рош-Ашана сказано в Книге пророка Нехемьи: «Идите, ешьте мясное и пейте сладкое (вино). Тому, у кого нет ничего, тоже пошлите. Не огорчайтесь, ибо в радости (перед) Всевышним — ваша сила».
Все же не стоит злоупотреблять радостями стола, чтобы не забыть о страхе перед Создателем, Который именно в этот час судит нас. Так написано в Шульхан-Арухе.
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»