Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кратко о месяце Элуле

Шестой месяц, если считать от месяца нисан, который называется первым месяцем года. Содержит всегда 29 дней. Знак Зодиака — Дева, по-еврейски Бетула.

Элуль — месяц молитв и покаяния, когда люди готовят себя к Судному дню, Йом-Кипуру. По утрам в элуле принято трубить в шофар, возглашая тем самым о приближении Суда. Ежедневно читаются специальные молитвы — «слихот». Восточные общины начинают их читать со второго числа месяца. Европейские — начиная с воскресенья перед Рош-Ашана, но не меньше четырех дней.

Иерусалимские евреи в этом месяце чаще обычного посещают могилу праматери Рахели, а у цфатских принято молиться и учить Тору рядом с могилой праведника раби Шимона бар Йохай, что на горе Мирон.

Дни памяти наших мудрецов и праведников:9-го числа в возрасте 125 лет умер Дан, сын праотца еврейского народа Яакова (2320 год от Сотворения мира); 18-го умер великий ученый, раби Йеуда Лива из Праги, сокращенно Маараль (1609); 20-го — раби Элияу Лупян, автор книги «Лев Элияу», отрывки из которой мы часто приводим в наших «Истоках» (1970); 21-го — раби Йеонатан Айбешиц, известнейший раввин, тоже из Праги (1764); 22-го — рабейну Яаков, он же Маариль, прозванный «отцом ашкеназских обычаев» (1417); 25-го — святой раби Элазар, сын раби Шимона бар Йохай.

25-ое число месяца элуль — Первый день создания мира Всевышним. В этот день созданы Огонь (аэш) и Вода (амаим), а из них Небо (ашамаим), Земля (аарец) и Свет (аора). См. книгу Берешит 1:1—5 и трактат Талмуда Хагига 12а. — Так принято считать. И это согласуется с мнением раби Элиэзера бен Урканус, оспаривавшего мнение раби Йеошуа, согласно которому Первый день Творения пришелся на 25 число Второго месяца адар. (Как видим, Творение произошло в високосном году!)

Обзор по теме Месяц Элуль


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.