Темы: Разведчики, Недельная глава, Йеошуа бин Нун, Земля Израиля, Шлах, Рав Бенцион Зильбер
Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне.
Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.
КАРА ЗА НЕДОВЕРИЕ
Афтарой (напомню: афтара — отрывок из пророков, который читают в субботу в синагоге после чтения недельной главы) к главе «Шлах» является отрывок из Книги Иеошуа (2:1-24). Если в главе рассказывается о том, как евреи загодя отправили разведчиков в Эрец-Исраэль, чтобы выяснить, какова страна, куда они должны войти, то отрывок из Книги Иеошуа, который возглавил еврейский народ после смерти Моше, говорит об отправке разведчиков в Эрец-Исраэль спустя сорок лет, когда евреи подошли к границам Израиля. Первая разведка привела к тому, что евреям пришлось сорок лет странствовать в пустыне, после второй разведки евреи, как известно, вошли в страну.
Возникает вопрос. Неужели евреи не извлекли никаких уроков после первой истории с разведчиками? Почему Иеошуа, который, кстати, был в составе первой группы разведчиков, повторил это действие, несмотря на трагедию, последовавшую за первой разведкой? Умные люди на ошибках учатся, на собственных — тем более. В уме Иеошуа сомневаться не приходится. В чем же дело?
Отвечая на этот вопрос, Мальбим говорит, что отправка разведчиков Моше и отправка разведчиков Иеошуа — совершенно разные действия, имевшие разную форму и разные цели. Мальбим указывает на пять различий между ними.
Рассмотрим обстоятельства первой разведки.
Когда была предпринята первая разведка? Когда от Эрец-Исраэль евреев еще отделяло значительное пространство и речь еще не шла о практическом вступлении в страну.
Какова была цель первой разведки? Выяснить, хороша или нет обещанная евреям земля, что там растет, окружены ли стеной города в этой стране, сильны ли ее жители. В подтексте этой задачи явно читается: стоит ли эта страна усилий? Имеет ли смысл с риском для жизни ее завоевывать? Подход расчетливый, строго деловой.
Кто был включен в группу разведчиков, или, можно сказать, экспертов? Двенадцать человек — по одному представителю от каждого колена. Никто не хотел полагаться на мнение другого, все евреи хотели как бы получить личное представление о «товаре», почему и полагались только на «своих».
Кто считал разведку необходимой? Все. Отряд был отправлен по приказу Моше, но по воле и требованию всего народа.
Кому разведчики доложили о результатах разведки? Общему собранию. Их отправил весь народ, и перед всем народом они отчитались.
Кончилось все это плохо.
Попробуем понять почему. В чувстве, которое побудило евреев отправить разведку в Эрец-Исраэль, таилась опасность сомнения и в ценности страны, которую им навеки даровал Б-г, и в возможности одержать победу над ее могучим населением. Мы говорим, «таилась опасность сомнения». Стало быть, сознательного сомнения не было? А если так, то что плохого в лишней проверке? Допустим, человек в общих чертах представляет себе, что все более или менее в порядке. Однако почему бы не быть точным и предусмотрительным до конца? Действительно, быть точным и предусмотрительным очень неплохо. А вот рассматривать в лупу гарантии от лица, которому есть все основания доверять, не очень хорошо. Ненужная проверка выдает, что в душе человек сомневается в фактах, в которых сомневаться нечего, т.е. попросту не хочет делать то, чего они требуют.
Разведка, предпринятая евреями во времена Моше, выражала их недоверие и к тому, что Всевышний говорил об Эрец-Исраэль как о самой прекрасной в мире стране, и к тому, что надо войти в нее и захватить ее.
О разведке во времена Иеошуа сказано: «И послал Иеошуа, сын Нуна, из Шитим двух соглядатаев тайно, говоря: “Пойдите, осмотрите землю и Иерихо” (2:1)».
Во-первых, евреи стояли уже на границе страны, а значит — во-вторых — разведкой решался практический вопрос: не «что это за страна?», а «как удобнее и надежнее в нее войти?» Не «что», а «как». В-третьих, разведчиков послал сам Иеошуа, без участия «общественного мнения», послал только двоих, и отчитались они только перед ним. Представим себе, что первые двенадцать разведчиков передали свое донесение только Моше и Аарону. Каким бы негативным оно ни было, Моше и Аарон, конечно, сказали бы: так или иначе, а идти надо. Отчет перед вождем исключил опасность брожения и колебаний.
Задавшись вопросом, почему евреи повторили свою ошибку, мы не только выясняем, что повторения ошибки не было, но и глубже осознаем, в чем состояла ошибка первой разведки. Уникальная способность евреев безоговорочно довериться Всевышнему, которую евреи проявили у горы Синай, на этот раз им изменила. И хотя уже на следующее утро они опомнились, Всевышний на сорок лет задержал их вступление в Эрец-Исраэль.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.