Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

Яаков вернулся на родину: «И поселился Яаков в земле Кнаан…». Глава описывает «бытие Яакова», отношения между его сыновьями, их поведение и поступки, сны, которые Иосеф пересказывает братьям, и их реакцию на эти сны. Братья продают Иосефа в рабство в Египет.

В Египте Иосеф со временем занимает высокое положение в доме царедворца Потифара, жена Потифара добивается его любви, Иосеф отвергает ее и попадает в тюрьму, в тюрьме Иосеф толкует сны двух заключенных царедворцев фараона. Средняя часть главы рассказывает о важных событиях в семье Иеуды, четвертого сына Яакова.

«Я С ТОБОЙ»

Тема нашей беседы — внутреннее состояние Иосефа в эпизоде продажи.

Говоря об этом событии, Тора указывает, что Иосеф был продан ишмаэлитам, которые шли караваном из Гилада в Египет. При этом Тора находит нужным указать, какой именно товар везет караван в Египет. Это – «пряности, бальзам и лот» (37:25). К чему нам эти сведения? Какая нам разница, что везут арабские купцы?

Задаваясь таким вопросом, Раши приводит мидраш, который говорит, что обычно арабы перевозят дурно пахнущие нефть и скипидар, а этот караван, в отличие от других, вез благовония. И что Всевышний устроил эту «случайность», чтобы Иосеф не страдал от дурного запаха.

Теперь попробуем представить себе, каково было положение Иосефа до момента продажи. Любимый сын Яакова, отличенный отцом от всех других сыновей, он окружен заботой в отцовском доме, отец постоянно внимателен к нему и учит с ним Тору. И с этой высоты он падает в глубокую яму. Попадает в рабство тех далеких времен, когда с рабами обращались особенно грубо и бесчеловечно, били и унижали их. Так не все ли равно, какие запахи сопутствуют ему на этой страшной дороге? Что это меняет? И в чем смысл того, что Б-г изменил обычную ситуацию с товаром на необычную?

От рава Хаима Шмулевича я слышал такое объяснение. Рав спрашивал: что тяжело для человека? И отвечал: часто не сама беда так угнетает человека, как ощущение, что он брошен, оставлен, что Б-г о нем забыл. В таком состоянии находится Иосеф. И вдруг — неожиданный запах. Иосеф оценил это обстоятельство. Он понял его так, как если бы Всевышний сказал ему: да, ты сейчас находишься в рабстве. Но Я с тобой. Ради тебя Я изменил ход событий… Иосеф чувствовал себя так, словно Кто-то держит его за руку. Всевышний помнит о нем, а значит ­­ — придут и хорошие времена.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.