Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава «Ноах» книги «Берешит» начинается словами «Вот жизнь Ноаха» и рассказывает о праведнике Ноахе, лучшем человеке в неправедном поколении, которое называют поколением потопа. Всевышний обрушил с небес сорокадневный потоп, вместе с этим поколением уничтожив все живое на земле. Уцелели только Ноах, три его сына: Шем, Хам и Ефет — и их жены. Они спаслись в ковчеге, построенном Ноахом по приказу Всевышнего. По приказу Всевышнего Ноах ввел также в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (от чистых, т.е. кашерных, животных — по семь пар). Глава рассказывает далее о потопе, новом заселении земли, строительстве Вавилонской башни, родословной сыновей Ноаха, рождении первого еврея — Авраама.

Сказано в Торе: «И вошел Ноах, и его сыновья, и его жена, и жены его сыновей с ним в ковчег, от вод потопа» (Берешит, 7:7). Говорят мудрецы: «от вод потопа» понимай как «из-за вод потопа». Другими словами, Ноах не входил в ковчег, пока воды не вынудили его сделать это.

А ведь Ноаху было известно о предстоящем потопе, и начало его было вполне очевидным! Почему же Ноах тянул время? Выходит, он был недостаточно тверд в вере, то, что называется маловер: ему и верилось, и не верилось, что потоп действительно произойдет.

Рав Яаков-Исраэль Каневский (известен также как Стайплер; 1899 — 1985, Украина — Израиль) в книге «Биркат Перец» спрашивает: как следует понимать это утверждение, если в Торе сказано: «Ноах был человек праведный, непорочный в своих поколениях; пред Б гом ходил Ноах» (там же, 6:9) и, кроме того, как мы знаем, строительством ковчега Ноах занимался сто двадцать лет, т. е. сто двадцать лет он, не колеблясь, не сомневаясь, не обращая внимания на насмешки окружающих, выполнял приказ Б-га? Как же можно говорить о неполноте его веры?

Конечно, отвечает Стайплер на свой вопрос, если бы Ноаху было приказано войти в ковчег сразу с началом дождя в указанный день, он так бы и сделал. Но такого приказа он не получал и, даже видя, что потоп начинается, все-таки выжидал, пока, как говорит мидраш, вода его не «подтолкнула». Произошло это потому, что Ноах, по выражению мидраша, «и верил, и не верил» в реальность потопа. Стайплер объясняет: «верил» — рассудком, «не верил» — чувством. Не было непосредственного ощущения.

Развивая эту тему, рав Каневский приводит такой эпизод из трактата «Брахот» (28б).

Раби Иоханан бен-Закай (1 в., приблизительно), глава Санедрина в период после разрушения Второго Храма, умирал. Стоявшие у его постели ученики попросили у него благословения. Учитель пожелал им:

— Да будет воля Всевышнего, чтобы вы боялись Его так же, как вы боитесь человека.

— И только? — удивились ученики.

А учениками раби Иоханана бен-Закай были великие мудрецы, имена которых известны каждому, кто учит Тору (пять из них названы в трактате «Пиркей авот»: раби Элиэзер бен Орканос — раби Элиэзер Агадоль, раби Иеошуа бен Ханания, раби Йосе Коэн, раби Шимон бен Нетанель, раби Элеэзар бен Арах). Ясно, что уровень их Б гобоязненности был высок.

— Хорошо бы так, — отвечал учитель. — Ведь когда человек совершает грех, он говорит себе: хоть бы люди не увидели!

Чего же пожелал своим ученикам раби Иоханан бен-Закай?

Есть вещи, которых мы не сделаем, если нас кто-то видит. И сделаем, хоть это и не очень хорошо, если думаем, что никто этого не заметит. Так вот. Учитель пожелал своим ученикам, чтобы во всех жизненных ситуациях они постоянно и непосредственно ощущали присутствие Всевышнего, чувствовали, что они «на виду» у Него.

Человек не сунет руку в огонь, потому что знает, что такое ожог. Если бы нарушение заповеди Всевышнего мы ощущали с такой же силой, как ожог, оно бы для нас не существовало даже как возможность. А это очень высокий духовный уровень.

На убедительность непосредственного ощущения указывает нам гемара в «Недарим».

Как известно, за каждое нарушение полагается свой вид наказания (Геинома, ада). Так вот, Гмара говорит: над тем, кто гневается, властвуют все виды Геинома. Все. Почему за гнев полагается столь суровая кара? Потому что, как сказано, в гневе человек теряет власть над собой, а значит — способен совершить любое прегрешение. Отсюда и это утверждение.

Это понятно. Но непонятно, почему в добавление сказано, что гневливый человек будет еще и страдать геморроем. Странно! Если уж перечислять столь разные наказания (ну что геморрой по сравнению с адом!), то логичнее было бы двигаться от более легкой кары к тяжкой, а не наоборот. Почему же Талмуд перечисляет наказания именно в таком порядке?

Потому что болезнь для человека реальнее, чем невидимый и неощутимый Геином.

Есть вещи, которые знаем. А есть вещи, которые мы чувствуем, ощущаем непосредственно. И они оказывают на наши поступки гораздо более сильное влияние, чем просто знание, не подкрепленное непосредственным ощущением. Хорошо, когда знание и чувство совпадают. Но так бывает далеко не всегда. И наша задача — постараться вывести наше знание на уровень непосредственного ощущения. Именно об этом говорит и Хумаш, и гемара.

Очень важно для человека ощущать реальными и живыми слова Торы.

 

Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.