Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В субботу на этой неделе будут читать главу Ваелех. Речь Моше перед еврейским народом, произнесенная им на сороковом году пребывания евреев в Синайской пустыне и продолжавшаяся месяц и неделю, подходит к концу. Слова, приведенные в главе Ваелех («И пошел»), Моше произнес в последний день жизни, седьмого адара. Б-г является Моше и Йеошуа и велит Моше записать в Тору песнь о сынах Израиля и научить ей евреев (сама песнь приводится в следующей главе — Аазину).

ПРОСТОЙ СПОСОБ ЗАСЛУЖИТЬ БЛАГОВОЛЕНИЕ НЕБЕС. ПРОСТОЙ ЛИ?

В Рош-а‑Шана Всевышний завершил Сотворение мира. На Рош-а-Шана пришелся шестой день творения, в который Всевышний создал человека. Рош-а-Шана — это День суда над всеми обитателями Вселенной (два дня праздника считаются единым целым, поэтому — День). В этот день определяется, что произойдет со всем миром и с каждым человеком в отдельности в течение наступающего года.

Почему именно в этот день Б-г судит мир? Во-первых, потому, что в этот день Б-г создал человека и воцарился над миром. Во-вторых, потому, что в этот день Первый человек, Адам, совершил прегрешение, предстал перед судом Всевышнего, раскаялся и был прощен. И такое событие с тех пор повторяется с людьми ежегодно: они предстают в этот день перед судом, раскаиваются и получают прощение.

На прошлой неделе мы говорили о том, что раскаяться — значит прежде всего увидеть себя как бы со стороны, оценить и определить, какие наши качества и поступки нуждаются в изменении. Помимо раскаяния, есть еще вещи, которые склоняют Небесный суд к благоприятному для нас решению (конечно, они не заменяют исправления того, что каждый из нас должен исправить). Этой теме не раз посвящал свои беседы рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника.

Рав Шмулевич приводил высказывание Равы из Гемары «Рош-а-Шана», 17а, о том, что одно из качеств человека, помогающих ему успешно пройти Высший суд, — это умение прощать обидчика: тому, кто прощает другому обиду, Б-г прощает прегрешение. Или, как говорит Раши, мидат а-дин — качество, принцип Суда — отводит взгляд, сквозь пальцы смотрит на того, кто прощает.

Гемара приводит эпизод с равом Уной, сыном рава Иеошуа, и его другом, равом Папой.

Рав Уна тяжело болел. Рав Папа пришел навестить его и увидел, что больной очень плох. «Приготовьте ему провизию на дорогу (т.е. погребальный саван)», — сказал рав Папа служителям.

Вопреки очевидности рав Уна выздоровел. Рав Папа был очень смущен своим поспешным высказыванием и стеснялся заходить к другу. Когда они всё же встретились, рав Папа спросил у рава Уны: «Что ты видел?» «Да, действительно, приговор о смерти был вынесен, — отвечал рав Уна. — Но потом было сказано: он всегда прощал, простим и ему».

Это страшный рассказ — человек уже смотрел в лицо смерти. Но он был прощен, потому что сам умел прощать.

Помните, говоря о главе «Ръэ», мы отмечали, что качество милосердия, способность жалеть и сострадать обеспечивают человеку сострадание и милосердие Небес. Это качество близко к способности прощать, но не тождественно ему. Однако принцип действует одинаково и там, и здесь: того, кто жалеет, жалеют Свыше; тому, кто прощает, прощают Свыше.

Получается, у нас есть надежный и как будто бы не слишком сложный способ заслужить благоволение Небес. Но так ли это просто? «Аппетитный кусок, — продолжает эту тему Талмуд, — но в нем есть колючка». Т.е. — так уж беспрепятственно им не насладишься. В чем же усложнение? В том, что Суд отвечает прощением за прощение, если человек прощает другому обиду из скромности.

Спрашивается, а по какой же еще причине можно простить обиду? Как вам кажется? Подумайте…

Пожалуй, такой причиной может быть гордость. Человек может простить обиду, чувствуя что-то в таком роде: «Я слишком значителен, чтобы обращать внимание на чьи-то там выпады. Не все ли равно, что кто-то там обо мне болтает. Это не может меня задеть. Я выше этого».

В связи с темой скромности гемара «Санедрин» приводит высказывание рабби Элазара: «Будь в темноте (т.е. держись в тени), и ты сохранишься». Рабби Зейра соглашается с этим мнением: это следует и из мишны о проказе в темном доме, подтверждает он.

Для того, чтобы понять аргумент рабби Зейра, надо знать, что человек, заметивший на стенах своего дома особые пятна, именуемые в Торе проказой и делающие дом нечистым, должен обратиться к коэну (священнослужителю), и тот осмотрит дом (при свете солнца в определённые часы дня) и объявит (или не объявит) дом нечистым. А теперь представьте себе здание без окон. Как можно осмотреть его изнутри на предмет проказы? Прорубить в нем окна? «Темный дом без окон не открывают на проказу», говорит мишна. Это и имел в виду рабби Зейра, когда ссылался на мишну. Человека, который не выпячивает себя, не старается оказаться на виду, держится скромно, не подвергают строгому суду, подразумевал он. Это то же, что другими словами сказал рабби Элазар: держись в тени, и спасешься.

Именно так вел себя один из крупнейших авторитетов нашего времени Хазон Иш. До его приезда в Эрец-Исраэль, где имя его стало известным, т.е. до пятидесяти четырех лет, никто о нем практически не знал. Знал о нем, пожалуй, только виленский раввин рав Хаим-Эйзер Гродзинский. Книги, которые он писал, Хазон Иш издавал без имени автора и продавал через других людей. Примерно так же вел себя Хафец Хаим, который, продавая свои книги, говорил, что он «посланец автора». Очень вероятно, что это им помогло в их великом духовном росте.

Последнее, что нам осталось теперь уяснить, хотя бы в общих чертах, — что такое скромность? Тора не одобряет ложного представления, умаления своего уровня знаний и уровня выполнения заповедей. Человек должен правильно оценивать свой уровень. Это необходимо человеку, чтобы знать свои обязанности (а они соответствуют уровню), чтобы понимать, можно ли ему оспаривать мнение авторитетов, если он с ними не согласен, и т.д. Скромность — это не отрицание своих реальных достоинств, но — сознание: я делаю то, что должен, самым лучшим способом, каким могу, но мне за это никто ничего не должен. Почести и восхваления — не для меня.

Итак, тому, кто прощает из гордости, способность простить не поможет перед лицом Высшего суда. Того, кто прощает из скромности, прощают. Мало того, что скромность сама по себе хорошее качество, она еще и помогает нам держать ответ перед Б-гом.

Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше