Темы: Недельная глава, Рав Ицхак Зильбер, Земля Израиля, Пророчество, Ваэтханан, Рав Бенцион Зильбер, Геула
В своей речи, обращенной к Израилю, Моше напоминает об этом эпизоде и говорит примерно следующее: вы — великий народ. Никогда ничего похожего на то, что произошло с вами, не бывало в мире с того дня, как Всевышний сотворил человека. Никогда не бывало, чтобы целый народ слышал Б-га. Помните все, что вы видели и слышали. Вы не видели никакого образа, когда Всевышний говорил с вами с Синая, — так не делайте изваяний и не будьте идолопоклонниками. Творец заключил союз не только с отцами нашими, но непосредственно с нами, стоявшими у Синая, — так помните о союзе с Ним. Пройдет время, что-то забудется, и ваши потомки согрешат. Тогда — небо и земля свидетели — вы будете изгнаны с земли и рассеяны. Но вы вернетесь к Всевышнему, и Он не оставит вас.
Совсем недавно мы читали последнюю главу книги «Бемидбар» — «Масэй» («Переходы»). Странствия евреев заканчиваются, глава «напоследок» перечисляет места их стоянок в пустыне и определяет границы обещанной им страны,в которую им предстоит теперь вступить.
Пророки и Талмуд говорят, что при приходе Машиаха границы эти еще расширятся, и конкретно называют дополнительные местности, которые войдут в территорию Эрец-Исраэль.
Если чек выписан надежным и состоятельным человеком, никто не усомнится — деньги будут. Так что можно быть уверенным: границы, которые Всевышний положил еврейскому народу, в конце концов будут установлены именно так, а не иначе.
В эту субботу мы читаем вторую главу книги «Дварим» — «Ваэтханан» («И молил»). Как вы, наверно, знаете, к каждой из недельных глав отнесен определенный отрывок из книг пророков (афтара), который читают в субботу в синагоге вслед за главой. Афтара к «Ваэтханан» — отрывок из Иешаяу (40:1-26). Он начинается словами «Утешьте, утешьте (нахаму) народ мой…». Поэтому суббота главы «Ваэтханан» называется Шабат Нахаму.
.
Ниже я хочу привести отрывок из новой редакции книги моего отца, рава Ицхака Зильбера, «Пламя не спалит тебя», который посвящен этой же теме. Дополнения в книгу внесены им в последний год жизни.
«Во многих местах Танаха, — пишет рав Ицхак, — говорится о том, что еврейский народ ждет счастливое и благополучное будущее. Все пророки предсказывают времена, когда народу Всевышнего будет сопутствовать всяческое процветание: и духовное, и экономическое, и политическое, когда жизнь будет мирной, независимой и достойной, когда “схватятся десять человек из всех разноязычных народов и будут держаться за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Б-г” (Зхарья, 8:23).
Что же это за времена?
Сказано в Торе: “И будет: когда исполнятся для тебя все слова эти — благословение и проклятие, которые Я обещал тебе, — возвратишься ты [ко Мне всем] сердцем своим, [находясь] в среде всех народов, куда забросил тебя Г‑сподь, Б‑г твой. И вернешься ты к Г‑споду, Б‑гу твоему, и будешь слушаться… Его во всем, как приказываю Я тебе сегодня, ты и дети твои, всем сердцем своим и всей душою своею. И возвратит Г‑сподь, Б‑г твой, изгнанников твоих… и соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Гoсподь, твой Б-г… И приведет тебя Гoсподь, твой Б-г, в землю, которой владели твои отцы [в Эрец-Исраэль], и будешь ты владеть ею; и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих…” (Дварим, 30:1-5)…
На протяжении сотен и тысяч лет, оказываясь в изгнании, евреи знали, что они вернутся на родину и что с приходом Машиаха это возвращение станет окончательным…
Предсказывая это время, пророки указывали нам его приметы… Иешаяу (61:4): “И отстроят они руины вечные, пустоши древние восстановят они и обновят разрушенные города, места, пустовавшие испокон веков”. А Иехезкель передает такое обещание Всевышнего (36:10, 11): “И умножу… весь дом Израиля… и заселены будут города, и развалины будут отстроены. И Я умножу… человека и скот, и расплодятся, и размножатся, и заселю вас, как прежде, и облагодетельствую, как в начальные [времена] ваши…”.И продолжает (36:29-30): “и размножу их (злаки), и не предам вас голоду. И размножу плод дерева и урожай поля, чтобы впредь не терпели вы позор голода среди народов”.
Об этом же говорит Гемара… во времена, предшествующие приходу Машиаха,.. в Стране Израиля будут жить евреи… и земля будет щедро плодоносить для своих истинных хозяев.
…С конца девятнадцатого века, с началом еврейского заселения, страна постепенно превращается из пустыни в сад… Талмуд говорит, что это — признак близости хороших времен: “Сказал раби Аба: Нет более явного признака конца [галута…], чем тот, на который указывает пророк Иехезкель (36:8): А вы, горы Израиля, ветви свои дайте, и плоды свои принесите Моему народу, Израилю, ибо приближается приход [дней избавления]” (Санедрин, 98а).
Мы видим… своими глазами: страна заселяется евреями, и земля приносит им богатые дары».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»