Однажды к ребе Меиру из Перемышля пришел за советом мужчина. Он с горечью пожаловался, что в городе у него появился конкурент, который может пустить его по миру.
— Обращал ли ты когда-нибудь внимание на то, что конь, подходя к водопою, бьет копытом по берегу? Знаешь, почему он так делает? — спросил ребе.
Мужчина, раздосадованный тем, что ребе, очевидно, совсем не понял его жалобы, изумленно на него воззрился.
— Я тебе объясню, — продолжал ребе Меир. — Когда конь склоняет голову к воде, чтобы пить, он видит собственное отражение. Ему кажется, будто это другой конь, и он начинает стучать копытом, чтобы отпугнуть соперника и сохранить воду для себя. Нам с тобой такое поведение кажется глупым. Мы знаем, что страхи коня необоснованны и воды в реке хватит на всех.
Но какое отношение к моему ремеслу и моему конкуренту имеет дурацкий конь?
Друг мой, ты и есть этот конь. Ты вообразил, будто реки Божьей щедрости может не хватить, если из нее будешь пить не только ты, но и еще кто-нибудь, и топаешь копытами по берегу, чтобы отпугнуть воображаемого конкурента.
— Воображаемого? — переспросил мужчина.
— Бог дает богатство каждому из нас, и никто кроме Него не может отнять то, что тебе предназначено. Старайся вести свое дело мудро и помни: все, что к тебе приходит, дается свыше. Все твои конкуренты — лишь отражения тебя самого, которые ты видишь в реке.
Комментарий Рами Шапиро:
СКОЛЬКО времени ты тратишь, пытаясь напугать собственное отражение? Многие, если не большинство из нас, посвящают этому едва ли не всю свою жизнь. Мы думаем, что мир подобен пирогу, и, полагая, что его не хватит на всех, состязаемся с окружающими, пытаясь ухватить кусок пожирнее. Мы играем в игру, в которой победитель получает все: если ты победишь, все остальные проиграют.
А что, если этот пирог бесконечно велик? Что, если его хватит на всех — нужно только перестать толкать друг друга и прятать отхваченные куски? Тогда не было бы смысла кого-то бояться и кому-либо завидовать, считая, что он преуспевает непременно за наш счет.
Ребе Меир говорит не о «мышлении, ориентированном на достаток». Он не «пропагандирует стратегию» типа «думай и богатей». Он просто констатирует, что наш успех зависит не от нас. Успех зависит от Бога, только Он решает, что нас ждет — успех или провал. Ты можешь сделать ровно столько, сколько можешь, и никак не больше. Ты можешь стремиться к тому, чтобы твои товары или услуги были качественными. Можешь добросовестно вести дела, заработав репутацию добропорядочного партнера. Можешь обеспечить себе убедительную рекламу. Но, в конечном итоге, ты не способен гарантировать себе удачу. Конечный результат от тебя не зависит, — ты способен только довести до максимума свои шансы на успех. Или увеличить вероятность провала.
Какое же преимущество мы обретаем, признав, что всякий результат зависит от Бога? В этом случае мы можем сосредоточиться на том, что в нашей власти: на качестве своего труда. В конечном итоге именно это, а не ожидаемая прибыль дает нам радость и покой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»