У Яакова, отца нашего, был брат Эсав. Они считались близнецами, хотя, наверное, трудно было сыскать более непохожих людей. Яаков не отрывался от Торы, а Эсав все дни проводил на охоте. Яаков принял наследство отцов и надел тяжелую корону еврейства, а Эсав отказался от нее.
Эсав был умный, храбрый и сильный. Он умел заглядывать в будущее. И он увидел там, что если еврей допустит ошибку при службе в Храме, смерть найдет его быстрее, чем удар меча в жаркой схватке. Эсаву нужно было отказаться от прохладного вина в кувшине, от мягкой постели, от тонконогих лошадей — вороных, гнедых и прочих. От дальних странствий и военных подвигов. И, что всего труднее, обуздать самого себя. Стянуть железными кольцами свою пылающую душу, чтобы ее огонь мог рваться только вверх — к Творцу.
Это было все равно, что вулкану приказать извергаться по расписанию. Эсав понял, что если он пойдет по этому пути, то вместо поединков с богатырями, где всегда можно найти противника хоть на волосок, но слабее, ему придется ломать и валить самого себя. Каждый день, до последнего вздоха.
Он отказался.
Но ведь когда еврей выполняет приказы Торы, то этим он приближает Будущий мир, готовит землю, к тому, что Творец раскроет всем и всюду Свое Лицо. Что все сокровища мира перед этим?..
Эсав вздохнул: ему не по силам этот груз. Брат сказал Яакову, что уступает ему первородство и право наследовать их отцу. Отдает ему Будущий мир. Но зато оставляет этот мир себе! На том и порешили.
Их обоих, однако, ждали неожиданности. Эсав прославил себя многими подвигами, о которых люди сочиняли красивые легенды. … Но Эсава все время не покидало чувство, что Яаков обманул его, надул, перехитрил. Утащил самое ценное! И продолжает обманывать.
Жид-обманщик, по-русски говоря…
А Яаков учил Тору. В течение многих лет ни одна ночь не заставала его спящим. Многие тайны мира были открыты ему. И среди них одна, наверное, заставит вздрогнуть нас, потомков. Яаков узнал, что их связь с Эсавом сохранится до конца дней, до начала Будущего Мира. Ему предстоит исправить и очистить могучую натуру брата, заставить его признать волю Творца.
Еврейский заговор! Еврейский заговор!
Эсав захотел встретиться с Яаковом. Он сам не знал, чем закончится эта встреча, худом или добром. Тяжелый меч, который отсек столько голов, до поры лежал в ножнах.
Если бы Яаков по-прежнему жил один, проводя время в учебе и молитве, ему бы не так тяжело далась эта встреча. Но Вс-вышний открыл ему, что благодаря Яакову, еврейство распространится и станет достоянием целого народа. И вот он женился, у него родилось двенадцать сыновей. Эта большая семья после многих скитаний вошла в Эрец-Исраэль. И тут Яаков получил известие, что брат спешит к нему навстречу, а с ним четыреста отборных воинов. И у каждого острый меч на боку.
Яаков давно ждал этой встречи. Он надеялся, что искры света, спрятанные в могучей душе Эсава, найдут дорогу наверх. А ведь известно, что даже тонкий луч может прогнать тьму. И тогда ему останется лишь помочь брату двигаться дальше.
Но нет. Эсав остался таким как прежде. Словно парусный корабль, который судьба бросила в грязь болота. Ветер надувает орлиные паруса, мачты скрипят — и ни с места.
Но если Эсав — прежний, с ним нельзя, опасно встречаться. Назад, Яаков! Ведь ты рискуешь не только своей головой, в опасности самые близкие тебе люди. Пусть пастухи гонят прочь овец, пусть слуги направят назад плавный шаг верблюдов. Безумные вести двенадцать сыновей навстречу нескольким сотням головорезов!
Но он не повернул. Шагал впереди, держа в руках посох.
Яаков сделал все, чтобы смягчить брата. Он послал ему подарки. Он не один раз поклонился, идя навстречу. И все же, говорит предание, когда они обнялись, Эсав не выдержал и впился зубами брату в горло. Но у Яакова оказалась шея из мрамора. Это было чудо. Эсав сломал об него зубы и заплакал, а окружающим казалось, что расчувствовался после долгой разлуки.
С тех пор не раз, опираясь на посох странника, еврей выходил навстречу народам мира, ведя за собой своих близких и не зная, что их ждет. Бывало, что Эсав терял разум, и тогда лилась кровь. Или Вс-вышний отводил его руку. Но так или иначе, мы снова и снова выходим на эту встречу. Так будет, пока, глядя на нас, народы мира не поймут, каким должен быть человек, сотворенный Б-гом.
Отрывок из книги «Странствия Боруха».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.