Из цикла «История еврейского народа», темы: Технический прогресс, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Книги
В 5213 (1453) году от сотворения мира туркам удалось захватить и уничтожить Восточную Римскую империю, которая пала подобно тому, как за тысячу лет до этого пала ее западная сестра. Так, спустя почти сто лет после своего появления на Балканском полуострове, турки наконец одолели Византию и на ее развалинах установили новое государство, распространившееся на всю Юго-Восточную Европу и внушавшее страх христианскому миру на протяжении следующих двух столетий.
В результате турецкого вторжения и особенно после падения Византии множество греческих ученых покинули родину и нашли прибежище в Италии. Они привезли с собой старые греческие книги, которые западно-европейским ученым до тех пор были знакомы только по немногим и очень неточным латинским переводам. Греческие книги, стимулируя развитие классической культуры, оказали огромное влияние на подъем культуры в Италии. До тех пор в движении Ренессанса участвовал узкий круг ученых, черпавших свои взгляды из латинских книг. Изучение оригинальных греческих произведений дало толчок новому подъему движения Ренессанса, так что в течение буквально нескольких лет возродилась и окрепла интеллектуальная жизнь страны.
Из Италии ростки греческой культуры пробились в Западную и Центральную Европу. Среди ученых приобрели популярность гуманистические идеи. Опора на внутреннюю свободу человека, распространение научных знаний, отказ от догм католической церкви должны были, по мнению гуманистов, неминуемо привести человечество к Золотому веку.
Но новые веяния, охватившие Европу, не изменили положения еврейской общины. Большинство правительств и христианские массы продолжали преследовать евреев вопреки призывам наиболее просвещенных гуманистов. Вместе с тем, сильное влияние на взгляды передовых людей оказало общение с еврейскими учеными, начавшееся с уроков древне-еврейского языка. Уважение к святому языку, стремление нееврейских ученых к еврейским знаниям, почитание учителей-евреев учениками-католиками привело к некоторому спаду очередной волны антисемитизма.
Одним из факторов, наиболее сильно повлиявших на изменение лица Европы в новое время, было изобретение книгопечатания Гуттенбергом. До тех пор книги распространялись в рукописных копиях. Цена книг была необычайно велика, и только состоятельные люди могли позволить себе роскошь обзаводиться библиотеками. Бедняку было очень тяжело купить книгу, а автору — не менее тяжело ее продать. Многие книги, не найдя своего читателя, канули в Лету.
С изобретением печатного станка упала цена на книги. Увеличилось число и читателей, и писателей. Новые идеи молниеносно распространились по Западной и Центральной Европе и привели к некоторому изменению общественных взглядов.
С началом книгопечатания католическое духовенство, до сих пор монопольно владевшее библиотеками, перестало быть единственным носителем культуры. Всякое же ослабление позиции католических священников способствовало облегчению положения евреев.
Для евреев книгопечатание имело особую ценность. Многие ешивы ранее не имели возможности предоставить необходимую каждому ученику полную рукопись Талмуда. Поэтому из-за недостатка или отсутствия книг многие ешивы закрывались (подобно большому числу французских ешив, закрывшихся после сожжения в Париже конфискованных рукописей Талмуда).
Изобретение Гуттенберга положило конец книжному дефициту. И отныне даже во времена особенных гонений книжные аутодафе перестали достигать своей цели: всегда сохранялись отдельные экземпляры святых книг, с которых печатали новые издания. Книгопечатание стремительно сокращало расстояния. Если раньше нужны были долгие годы, чтобы книга добралась до отдаленных стран рассеяния, то теперь все новые и новые издания в считанные месяцы пересекали границы огромного мира диаспоры.
После захвата Балканского полуострова турками торговые пути в страны Востока оказались перекрытыми. Европейские купцы начали поиски новых дорог. Испанские и португальские мореплаватели совершили ряд смелых путешествий, приведших к открытию американского континента, морских путей в Индию и Китай (через мыс Доброй Надежды и через мыс Горн).
Географические открытия расширили кругозор европейцев, познакомили их с новыми странами, обычаями других народов. Международная торговля, которая до этого ограничивалась странами Средиземноморья, распространилась по всему свету.
Прогресс в различных областях науки, открытие новых земель, расширение возможностей человечества постепенно подготавливали переворот в мировоззрении европейцев. Неимоверно возросла гордыня человечества. Люди стали смотреть с пренебрежением на предыдущие поколения, осуждая пространственную и духовную ограниченность своих предков. Устои морали и религии были поколеблены.
В конце концов Испании и Португалии удалось покорить всю Юж ную Америку и завладеть золотом ацтеков и инков. Но эти награблен ные сокровища оказались проклятыми. Чужеземное богатство развратило испанцев, приучило их к излишествам, что и привело к падению Испании.
печатается с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место