Из цикла «У зеркала два лица», темы: Мировоззрение, Психология, Тора и психология, Зелиг Плискин, Саморазвитие, Самосовершенствование, Отношения между людьми
А) Сосредоточьте своё внимание на достоинствах всех, с кем встречаетесь на жизненном пути, и уважайте людей за эти их добродетели(Ohr Yechezkail, michtavim, p.195).
Постарайтесь выработать привычку отзываться положительно о каждом человеке (Tomar Dvarah, ch.2).
Б) Как только вы начинаете думать о чьих-либо недостатках, сделайте над собой усилие и немедленно начните думать о достоинствах этого человека. Постарайтесь зрительно представить себе его хорошие качества и те добрые дела, что он совершил. Это особенно важно, когда вы начинаете злиться на кого-нибудь или вовлекаетесь в перебранку (Rabbi Reuven Dov Dessler; Tnuat Hamussar, vol.5, p.180).
В) Одной из причин почему неучтиво отзываться уничижительно о ком-либо, является то, что такие разговоры показывают отсутствие понимания положительных аспектов в человеке, о котором злословите. Зная о добрых качествах человека, вы бы не фиксировали внимание на его недочётах (Ohr Yohail, vol.3, p.121).
Г) Если всё время обращать внимание на чьи-то недостатки, можно проглядеть возможность увидеть хорошее в этих людях. Но, сосредоточив своё внимание на положительных свойствах, можно будет использовать их в качестве примера для подражания, что даст вам возможность самому стать лучше (Rabbi Yitzchak Blauser, Kochvai Ohr, p.156).
Д) Приучайте себя находить даже самые незначительные положительные качества и достоинства в окружающих (Cheshbon Hanefesh, no.89).
И даже если у человека имеется множество недостатков, старайтесь найти в нём хорошее (Chochmah Umussar, vol.2, p.195).
Рабби Гершон Хенох из Радзина говорил, что если кто-то находит негатив у другого, то даже вынужденное выслушивание таких придирок позволяет увидеть в них положительное. Например, если кто-то жалуется, что некто разговаривает в то время, когда хазан в синагоге ведёт молитву, мы можем сделать вывод, что этот человек посещает синагогу (Otzer Pisgamim Vesichot, vol.2, p.11).
Е) Для того, чтобы избавиться от недостатка, нужно поступать в манере, противоположной порочному поведению. Поэтому, если вы привыкли замечать в людях, с которыми сталкиваетесь, одни недостатки, приложи́те особые усилия, сойдите с привычного пути и постарайтесь в каждом встреченном вами человеке найти достоинства. «Этот человек достиг того-то и того-то», «Тот человек сумел преодолеть в себе такое-то препятствие». Аналогичным образом, если кто-то делится с вами размышлениями, касающимися вопросов Торы, постарайтесь найти в его мыслях аспекты, которыми сможете восхищаться (Maarchai Laiv, p.91).
Ж) Рассказывают об одном из благочестивых людей, которому случилось раз пройти мимо дурно пахнущего мёртвого пса. Ученики его сказали: «Насколько же зловонна эта падаль!». А он ответил им: «Насколько же белы её зубы!». И они пожалели о том, чтó сказали об этой падали прежде. Но если предосудительно говорить плохо о мёртвом псе, то насколько же предосудительно говорить так о живом человеке! И если это хорошо и правильно — похвалить мёртвого пса за его белые зубы, то насколько же велика наша обязанность хорошо отoзваться о человеке, одарённом разумом и пониманием! Тот праведник наставлял учеников, чтобы они не приучали свой язык говорить дурное, а вместо этого приучались говорить хорошее, и чтобы всё это сделалось частью их натуры (Chovot Halevavot 6:6).
З) Спросили одного из мудрецов: — Как ты удостоился стать духовным лидером своего поколения?
Он ответил: «Я не встречал ни одного из них (людей своего поколения), в ком не увидел бы превосходства надо мной самим. Если он превосходил меня в мудрости, я говорил себе: — Он [также] и Б-га боится больше меня — из-за своего превосходства в мудрости. Если же он уступал мне в мудрости, я говорил себе, что его грехи будут весить меньше моих в день суда, ибо я преступаю закон злоумышленно, а он — по незнанию. Если он был старше меня летами, я говорил: — Его заслуги больше моих, так как он раньше меня пришёл в это мир. Eсли же он был моложе, я говорил, что у него грехов меньше, чем у меня. Если же он равен был мне и по возрасту и по мудрости, я говорил, что, быть может, его сердце перед Б-гом лучше, чем моё, ведь я знаю мои грехи, совершённые доныне, а его грехов не знаю. Если он был богаче меня, я говорил, что, благодаря своему богатству, он мог лучше меня служить Творцу, делать больше добрых дел и помогать бедным. Если же он был беднее меня, то я говорил, что он подавлен духом и скромен более меня из-за своей бедности, и тем он лучше меня. И я не отступал от того, чтобы оказывать всем уважение и смиряться перед ними» (Chovot Halevavot 6:10).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.