Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Благословение — это когда у человека есть поля и виноградники, и много работников. Поле человека даст ему хлеб для пропитания всей семьи.

«Виноградники посадишь и возделаешь, а вина пить не будешь…»[1].

И сказал пророк: «И исчезнет радость и веселье с полей и плодовых деревьев, и в виноградниках не будет ликования и радостных возгласов, вина в давильне не будет давить давильщик, прекратил я радостные восклицания Эйдад (крик, который был принят во время давления винограда — прим.)[2][3]. Для того, чтобы разъяснить это, приведем сначала слова царя Давида: «…извлекающий хлеб из земли, и вино, веселящее сердце человека…». В этих словах содержится намек на время благословения и время проклятия.

Притча.

Благословение — это когда у человека есть поля и виноградники, и много работников: «И будут каждый под своей лозой.». Поле человека даст ему хлеб для пропитания всей семьи. И будут у него свои плоды, и не потребуется ему ничего покупать. Тогда хлеб насытит его, а вино порадует. По этой причине, когда давили виноград, громко восклицали: Эйдад! Эйдад! — ведь их ждало веселье. Но если у человека нет полей, и есть лишь небольшая доля в винограднике, то он вынужден продавать вино, чтобы купить хлеб и другие насущные для семьи продукты. Тогда у человека нет причины кричать: Эйдад! когда он давит виноград. Об этом и говорит царь Давид, да покоится с миром — пусть не меняется порядок Творения! Пусть хлеб происходит из земли, а не от (проданного) вина, а вино пусть радует сердце человека. И это то, что сказано: «И исчезнет радость и веселье с полей и плодовых деревьев, и в виноградниках не будет ликования и радостных возгласов.» — поскольку вино больше не служит для веселья (а для обмена на хлеб), то нет причины сильно радоваться во время его производства. И это же сказано у пророка Ирмеяу: «И исчезнет радость и веселье с полей и плодовых деревьев», — потому что — «не будет уже крика: Эйдад!»[4] — ведь хозяин виноградника не будет пить его вино, и радостно будет не ему.

Притча.

Один человек женился на женщине, у которой были дети от первого мужа. Через несколько лет он женил сына своей жены. Гости на свадьбе веселились и танцевали, и звали его тоже в круг. Но он отказывался, говоря: «Главная причина обычая радоваться на свадьбе ребенка — пожелание радоваться и дальше, глядя на его семью, детей, которые у него родятся, и достатку, который у него будет. Эта радость присутствует, когда ребенок действительно мой. Но это сын моей жены. Я буду рад, если он не сделает мне зла и не доставит неприятностей. А счастья мне от него не будет, ведь его дети не будут моим продолжением. А радуется пусть тот, для кого это действительно радость».

Смысл этой притчи в том, что этот давящий виноград не уверен в том, что будет пить вино в спокойствии и радости, ведь он понимает, что должен будет продать вино другим. И хоть бы ему получить за это достаточно хлеба, чтобы насытиться, а о радости и говорить нечего.

«И рассеет тебя Б-г по всем народам, от края земли до края земли…»[5].

Царь Давид молился об этом: «Доколе, Б-г, скрываться будешь вечно. Вспомни, как ничтожна (моя) жизнь»[6].

Притча.

Отец дает сыну лекарства и мази, чтобы вылечить его болезнь, и не дает ему жирной пищи, чтобы не повредила ему, пока он лечится.

Разница между гневом отца на сына и гневом хозяина на слугу в том, что гнев хозяина на слугу вечен. Но гнев нашего Отца на Небесах на нас подобен гневу отца на сына — он временный, и будет продолжаться только то время, пока сын нуждается в лечении. А когда он излечится, гнев окажется великим милосердием, а наказание превратится в благо, горькие лекарства — в сладости. Но если сын откажется принимать лекарства, как указано, и остерегаться того, чего предписано остерегаться, то и гнев отца будет длиться вечно. Это будет настоящий гнев, и страдания будут настоящими. Ведь все, что делал отец для блага сына, тот перевернул с ног на голову. И об этом говорит царь Давид: «Доколе, Б-г, скрываться (сокрытие Б-га — это как будто Б-г не видит наши страдания — прим.) будешь вечно.» — до каких пор твой гнев будет на нас, хоть «лечение» на нас и не подействовало, и мы все еще не прекратили грешить. Но он добавил: «Вспомни, как коротка (моя) жизнь».

Притча.

У одного мастера забрали рабочие инструменты в качестве залога. Если заимодавец станет пользоваться этими инструментами, то испортит их. А если они будут лежать, и их не будут трогать, то убыток должника будет только в том, что они не у него и он не может ими работать. Если же его ремесло дорогое, и он пользуется дорогими инструментами, подтачивает и смазывает их маслом каждый день, а теперь они отданы в залог несведущему человеку, который хранит их небрежно, то даже если ими не пользуются, они портятся от неправильного хранения.

Смысл этой притчи таков: С тех пор как мы находимся на земле, у нас было множество стражей, охраняющих нас от зла: большой и малый Сангедрин, и коэны, которые каждый день своим служением очищали нас от греха, когда приносили утренние и послеполуденные жертвы, как сказал пророк: «Праведность обитала в нем» — это жертва тамид (в Храме каждый день приносили общественную жертву всесожжения, которая называлась тамид — постоянная — прим.). Утренняя жертва искупала грехи, совершенные ночью, а послеобеденная жертва искупала грехи, совершенные днем. Дополнительные жертвы шабата, праздника и нового месяца также служили для большого исправления и способствовали тому, чтобы нас не постигло никакое зло. Но теперь нет у нас ничего из этого, и зло окружает нашу душу. Ведь в течение времени неосознанные грехи, ошибки в мыслях, поведении, которые мы не можем исправить полностью, если нет жертвоприношений, «загрязняют» нашу душу, и она как бы ржавеет. И это то, что сказал царь Давид: «Вспомни, как коротка (моя) жизнь…». (Здесь употреблено слово халед, которое указывает на скоротечность жизни, а также похоже на слово халуда — ржавчина — прим.)

Это то, что просил царь Давид: «Храни меня, как глазной зрачок, под сенью крыл Твоих спрячь меня. От нечестивцев, грабящих меня, враги души моей окружили меня»[7][8]. (Царь Давид молился, чтобы Б-г уберег его от врагов, которые хотят привести его к греху, и от врагов, которые хотят его убить — прим.) То есть, даже если нечестивцы ничего мне дурного не делают, моя душа чувствует, как их зло влияет на нее, и это то, что сказано: «…враги души моей окружили меня». Ведь в самой душе человека у него есть враги — страсти и дурные наклонности, с которыми человеку приходится бороться и которые надо обуздывать. Когда рядом находятся внешние злодеи, внутренние дурные качества пробуждаются и укрепляются.


[1] Дварим 28:39

[2] Йешаяу 16:10

[3] Теилим 104:14-15

[4] Ирмеяу 48:33

[5] Дварим 28:64

[6] Теилим 89:47-48

[7] Йешаяу 1:21

[8] Теилим 17:8-9

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»