Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ки таво, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Виноградники посадишь и возделаешь, а вина пить не будешь…»[1].
И сказал пророк: «И исчезнет радость и веселье с полей и плодовых деревьев, и в виноградниках не будет ликования и радостных возгласов, вина в давильне не будет давить давильщик, прекратил я радостные восклицания Эйдад!» (крик, который был принят во время давления винограда — прим.)[2][3]. Для того, чтобы разъяснить это, приведем сначала слова царя Давида: «…извлекающий хлеб из земли, и вино, веселящее сердце человека…». В этих словах содержится намек на время благословения и время проклятия.
Притча.
Благословение — это когда у человека есть поля и виноградники, и много работников: «И будут каждый под своей лозой.». Поле человека даст ему хлеб для пропитания всей семьи. И будут у него свои плоды, и не потребуется ему ничего покупать. Тогда хлеб насытит его, а вино порадует. По этой причине, когда давили виноград, громко восклицали: Эйдад! Эйдад! — ведь их ждало веселье. Но если у человека нет полей, и есть лишь небольшая доля в винограднике, то он вынужден продавать вино, чтобы купить хлеб и другие насущные для семьи продукты. Тогда у человека нет причины кричать: Эйдад! когда он давит виноград. Об этом и говорит царь Давид, да покоится с миром — пусть не меняется порядок Творения! Пусть хлеб происходит из земли, а не от (проданного) вина, а вино пусть радует сердце человека. И это то, что сказано: «И исчезнет радость и веселье с полей и плодовых деревьев, и в виноградниках не будет ликования и радостных возгласов.» — поскольку вино больше не служит для веселья (а для обмена на хлеб), то нет причины сильно радоваться во время его производства. И это же сказано у пророка Ирмеяу: «И исчезнет радость и веселье с полей и плодовых деревьев», — потому что — «не будет уже крика: Эйдад!»[4] — ведь хозяин виноградника не будет пить его вино, и радостно будет не ему.
Притча.
Один человек женился на женщине, у которой были дети от первого мужа. Через несколько лет он женил сына своей жены. Гости на свадьбе веселились и танцевали, и звали его тоже в круг. Но он отказывался, говоря: «Главная причина обычая радоваться на свадьбе ребенка — пожелание радоваться и дальше, глядя на его семью, детей, которые у него родятся, и достатку, который у него будет. Эта радость присутствует, когда ребенок действительно мой. Но это сын моей жены. Я буду рад, если он не сделает мне зла и не доставит неприятностей. А счастья мне от него не будет, ведь его дети не будут моим продолжением. А радуется пусть тот, для кого это действительно радость».
Смысл этой притчи в том, что этот давящий виноград не уверен в том, что будет пить вино в спокойствии и радости, ведь он понимает, что должен будет продать вино другим. И хоть бы ему получить за это достаточно хлеба, чтобы насытиться, а о радости и говорить нечего.
«И рассеет тебя Б-г по всем народам, от края земли до края земли…»[5].
Царь Давид молился об этом: «Доколе, Б-г, скрываться будешь вечно. Вспомни, как ничтожна (моя) жизнь»[6].
Притча.
Отец дает сыну лекарства и мази, чтобы вылечить его болезнь, и не дает ему жирной пищи, чтобы не повредила ему, пока он лечится.
Разница между гневом отца на сына и гневом хозяина на слугу в том, что гнев хозяина на слугу вечен. Но гнев нашего Отца на Небесах на нас подобен гневу отца на сына — он временный, и будет продолжаться только то время, пока сын нуждается в лечении. А когда он излечится, гнев окажется великим милосердием, а наказание превратится в благо, горькие лекарства — в сладости. Но если сын откажется принимать лекарства, как указано, и остерегаться того, чего предписано остерегаться, то и гнев отца будет длиться вечно. Это будет настоящий гнев, и страдания будут настоящими. Ведь все, что делал отец для блага сына, тот перевернул с ног на голову. И об этом говорит царь Давид: «Доколе, Б-г, скрываться (сокрытие Б-га — это как будто Б-г не видит наши страдания — прим.) будешь вечно.» — до каких пор твой гнев будет на нас, хоть «лечение» на нас и не подействовало, и мы все еще не прекратили грешить. Но он добавил: «Вспомни, как коротка (моя) жизнь».
Притча.
У одного мастера забрали рабочие инструменты в качестве залога. Если заимодавец станет пользоваться этими инструментами, то испортит их. А если они будут лежать, и их не будут трогать, то убыток должника будет только в том, что они не у него и он не может ими работать. Если же его ремесло дорогое, и он пользуется дорогими инструментами, подтачивает и смазывает их маслом каждый день, а теперь они отданы в залог несведущему человеку, который хранит их небрежно, то даже если ими не пользуются, они портятся от неправильного хранения.
Смысл этой притчи таков: С тех пор как мы находимся на земле, у нас было множество стражей, охраняющих нас от зла: большой и малый Сангедрин, и коэны, которые каждый день своим служением очищали нас от греха, когда приносили утренние и послеполуденные жертвы, как сказал пророк: «Праведность обитала в нем» — это жертва тамид (в Храме каждый день приносили общественную жертву всесожжения, которая называлась тамид — постоянная — прим.). Утренняя жертва искупала грехи, совершенные ночью, а послеобеденная жертва искупала грехи, совершенные днем. Дополнительные жертвы шабата, праздника и нового месяца также служили для большого исправления и способствовали тому, чтобы нас не постигло никакое зло. Но теперь нет у нас ничего из этого, и зло окружает нашу душу. Ведь в течение времени неосознанные грехи, ошибки в мыслях, поведении, которые мы не можем исправить полностью, если нет жертвоприношений, «загрязняют» нашу душу, и она как бы ржавеет. И это то, что сказал царь Давид: «Вспомни, как коротка (моя) жизнь…». (Здесь употреблено слово халед, которое указывает на скоротечность жизни, а также похоже на слово халуда — ржавчина — прим.)
Это то, что просил царь Давид: «Храни меня, как глазной зрачок, под сенью крыл Твоих спрячь меня. От нечестивцев, грабящих меня, враги души моей окружили меня»[7][8]. (Царь Давид молился, чтобы Б-г уберег его от врагов, которые хотят привести его к греху, и от врагов, которые хотят его убить — прим.) То есть, даже если нечестивцы ничего мне дурного не делают, моя душа чувствует, как их зло влияет на нее, и это то, что сказано: «…враги души моей окружили меня». Ведь в самой душе человека у него есть враги — страсти и дурные наклонности, с которыми человеку приходится бороться и которые надо обуздывать. Когда рядом находятся внешние злодеи, внутренние дурные качества пробуждаются и укрепляются.
[1] Дварим 28:39
[2] Йешаяу 16:10
[3] Теилим 104:14-15
[4] Ирмеяу 48:33
[5] Дварим 28:64
[6] Теилим 89:47-48
[7] Йешаяу 1:21
[8] Теилим 17:8-9
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.