Темы: Иудаизм и Христианство, Ассимиляция, Иерусалим, Стена Плача, Старый город, Рассказы, Батшева Эскин
Иерусалим — особенный город. Кажется, что здесь случаются чудеса чаще, чем в других точках планеты. Может быть, всё дело в том, что сюда стекаются люди, которым так не хватает Шхины, Б-жественного присутствия, в их жизни.
Давид любил Иерусалим во всех его ипостасях и со всеми его необычными жителями и гостями. Он пока еще не был женат и мог позволить себе роскошь снимать комнату в центре города — чтобы каждый шабат приходить на молитвы к Котелю — к Стене Плача. Это было так естественно — субботним днем спускаться от Яффских ворот кривыми улицами Старого города, поворачивая почти вслепую и привычно скользя на отполированных камнях мостовых. Хотя Давид проделывал этот маршрут каждую неделю, ощущение праздника было так же свежо в этот шабат, как и полтора года назад.
Подходя к стенам города, Давид издали заметил экскурсовода, который что-то эмоционально рассказывал группе туристов. И туристы, и гид были в кипах. До Давида долетали обрывки фраз, и он с удивлением начал прислушиваться: экскурсия явно была на русском языке.
«Странная экскурсия», — подумал Давид, — «Почему в шабат?» Он приближался к Яффским воротам и уже слышал целые фразы, с которыми экскурсовод обращался к группе. Он жестикулировал и играл голосом, метал в своих слушателей горячие взгляды, а изо рта его выходило примерно следующее:
— И тогда Иисус пройдет по этим улицам и войдет в город и там он провозгласит о своем пришествии! И всё те, кто не верил в него, будут посрамлены!..
«Что?! Что он несет, этот тип? А еще кипу надел! Миссионер, что ли?» — Давид не верил своим ушам, а экскурсовод продолжал:
— И тогда все евреи, живущие в этом городе, поймут, как они заблуждались…
Тут Давид, который был человеком скромным и неконфликтным, неожиданно для себя самого встал перед группой туристов, как бы отсекая от них экскурсовода, открыл рот и заговорил:
— Друзья, вы проделали тысячи километров, чтобы попасть в этот Святой Город. Вы заслуживаете того, чтобы услышать правду, а не те сказки, которые вам пытается скормить этот человек. Это город Царя Давида, а вы — евреи — избранный народ, и для вас этот город был построен. Вы можете ощутить святость этого города сами — хотите? Пойдемте со мной, я отведу вас к Котелю!
Давид говорил тихо, не в пример патетичному гиду, но группа слушала его внимательно. Правда, Давиду показалось, что он видит какие-то странные улыбочки и перемигивания, но он решил не обращать на них внимания и продолжал:
— Мы прикоснемся ладонями к Стене, и вы почувствуете: когда ты трогаешь Стену, она трогает тебя. Кто со мной? Кто хочет узнать правду об Иерусалиме?
Тут экскурсовод наконец пришел в себя от шока:
— Парень, я конечно, рад за тебя, что ты еврей, но мы-то нет. Мы тут все русские, из Сызрани. Слышал про такой город?
— Слы-слышал… А почему вы в кипах? Миссионеры, что ли? Или вы паломники?
— При чем тут миссионеры или паломники? Обычные туристы. Просто зашли в арабскую сувенирную лавочку и купили всем кипы — красиво же. И вообще — для атмосферности, так сказать.
Давид задумался на несколько секунд и снова повернулся к туристам:
— ОК, ребята, вы не евреи, я понял. Но правда-то одна для всех. И правда в том, что Иерусалим — это город Давида и избранного народа. Я могу вам рассказать о настоящей истории этого города, о мудрецах, которые здесь жили, о Храме, который здесь стоял, и о чудесах, которые здесь происходили каждый день. Если хотите знать правду — пойдемте со мной.
Не дожидаясь ответа, Давид с красными ушами и колотящимся сердцем вышел из круга туристов и зашагал по направлению к воротам. «Как глупо! Вот вечно меня угораздит! Прицепился к каким-то сызранским студентам, да еще настойчиво так! И кто меня за язык тянул?..»
Но тут Давид услышал за спиной стук пары подошв:
— Подожди! Подождите!
Давид обернулся: перед ним стоял один из туристов — парень лет 22-х, типичный российский студент, только почему-то в кипе. Удивительным образом, эта кипа на нем сидела как-то ловко: не горбом, не на одном ухе, не на лбу и не на затылке — а ровно там, где надо.
— Подождите. Слушайте. — Парень говорил отрывисто, немного задыхаясь, хотя всего-то прошел шагов десять. — Они все и правда русские. А я еврей. Расскажите мне. Я хочу знать. У моей прабабушки погибла вся семья в Катастрофе. Её чудом отправили в Сызрань накануне войны. Когда ты… вы… говорили о евреях, о царе Давиде — я как будто услышал голос прабабушки. Расскажите мне.
— Пойдем к Котелю, я расскажу тебе. Давай на «ты». Меня зовут Давид. А тебя?
— Меня — Дан.
— Дан? Может быть, Данила? Или Даниэль?
— Нет, именно Дан, так у меня и в паспорте… А почему ты спрашиваешь?..
Они миновали Яффские ворота, повернули направо и неспеша шли в потоке других евреев, устремленных к Котелю перед закатом — к дневной молитве Минха. Давид сказал:
— Я, наверное, просто фантазирую, но я подумал — а вдруг, когда родители давали тебе это имя, они очень сильно захотели, а может быть, в душе даже помолились своими словами, чтобы ты нашел своих. Ты знаешь, ведь потерянные десять колен Израиля когда-то тоже вернутся. Колено Дана — одно из потерянных колен…
— Вот оно как… Я и не знал. Расскажи еще что-нибудь.
— Конечно, расскажу, а куда я денусь? Дан, разве ты не видишь, что Вс-вышний организовал для тебя индивидуальный тур: из Сызрани прямо к Котелю — и выдал тебе личного гида? Потому что тебя здесь давно ждут.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»