Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История, случившаяся в стенах Иерусалима

Иерусалим — особенный город. Кажется, что здесь случаются чудеса чаще, чем в других точках планеты. Может быть, всё дело в том, что сюда стекаются люди, которым так не хватает Шхины, Б-жественного присутствия, в их жизни.

Давид любил Иерусалим во всех его ипостасях и со всеми его необычными жителями и гостями. Он пока еще не был женат и мог позволить себе роскошь снимать комнату в центре города — чтобы каждый шабат приходить на молитвы к Котелю — к Стене Плача. Это было так естественно — субботним днем спускаться от Яффских ворот кривыми улицами Старого города, поворачивая почти вслепую и привычно скользя на отполированных камнях мостовых. Хотя Давид проделывал этот маршрут каждую неделю, ощущение праздника было так же свежо в этот шабат, как и полтора года назад.

Подходя к стенам города, Давид издали заметил экскурсовода, который что-то эмоционально рассказывал группе туристов. И туристы, и гид были в кипах. До Давида долетали обрывки фраз, и он с удивлением начал прислушиваться: экскурсия явно была на русском языке.

«Странная экскурсия», — подумал Давид, — «Почему в шабат?» Он приближался к Яффским воротам и уже слышал целые фразы, с которыми экскурсовод обращался к группе. Он жестикулировал и играл голосом, метал в своих слушателей горячие взгляды, а изо рта его выходило примерно следующее:

— И тогда Иисус пройдет по этим улицам и войдет в город и там он провозгласит о своем пришествии! И всё те, кто не верил в него, будут посрамлены!..

«Что?! Что он несет, этот тип? А еще кипу надел! Миссионер, что ли?» — Давид не верил своим ушам, а экскурсовод продолжал:

— И тогда все евреи, живущие в этом городе, поймут, как они заблуждались…

Тут Давид, который был человеком скромным и неконфликтным, неожиданно для себя самого встал перед группой туристов, как бы отсекая от них экскурсовода, открыл рот и заговорил:

— Друзья, вы проделали тысячи километров, чтобы попасть в этот Святой Город. Вы заслуживаете того, чтобы услышать правду, а не те сказки, которые вам пытается скормить этот человек. Это город Царя Давида, а вы — евреи — избранный народ, и для вас этот город был построен. Вы можете ощутить святость этого города сами — хотите? Пойдемте со мной, я отведу вас к Котелю!

Давид говорил тихо, не в пример патетичному гиду, но группа слушала его внимательно. Правда, Давиду показалось, что он видит какие-то странные улыбочки и перемигивания, но он решил не обращать на них внимания и продолжал:

— Мы прикоснемся ладонями к Стене, и вы почувствуете: когда ты трогаешь Стену, она трогает тебя. Кто со мной? Кто хочет узнать правду об Иерусалиме?

Тут экскурсовод наконец пришел в себя от шока:

— Парень, я конечно, рад за тебя, что ты еврей, но мы-то нет. Мы тут все русские, из Сызрани. Слышал про такой город?

— Слы-слышал… А почему вы в кипах? Миссионеры, что ли? Или вы паломники?

— При чем тут миссионеры или паломники? Обычные туристы. Просто зашли в арабскую сувенирную лавочку и купили всем кипы — красиво же. И вообще — для атмосферности, так сказать.

Давид задумался на несколько секунд и снова повернулся к туристам:

— ОК, ребята, вы не евреи, я понял. Но правда-то одна для всех. И правда в том, что Иерусалим — это город Давида и избранного народа. Я могу вам рассказать о настоящей истории этого города, о мудрецах, которые здесь жили, о Храме, который здесь стоял, и о чудесах, которые здесь происходили каждый день. Если хотите знать правду — пойдемте со мной.

Не дожидаясь ответа, Давид с красными ушами и колотящимся сердцем вышел из круга туристов и зашагал по направлению к воротам. «Как глупо! Вот вечно меня угораздит! Прицепился к каким-то сызранским студентам, да еще настойчиво так! И кто меня за язык тянул?..»

Но тут Давид услышал за спиной стук пары подошв:

— Подожди! Подождите!

Давид обернулся: перед ним стоял один из туристов — парень лет 22-х, типичный российский студент, только почему-то в кипе. Удивительным образом, эта кипа на нем сидела как-то ловко: не горбом, не на одном ухе, не на лбу и не на затылке — а ровно там, где надо.

— Подождите. Слушайте. — Парень говорил отрывисто, немного задыхаясь, хотя всего-то прошел шагов десять. — Они все и правда русские. А я еврей. Расскажите мне. Я хочу знать. У моей прабабушки погибла вся семья в Катастрофе. Её чудом отправили в Сызрань накануне войны. Когда ты… вы… говорили о евреях, о царе Давиде — я как будто услышал голос прабабушки. Расскажите мне.

— Пойдем к Котелю, я расскажу тебе. Давай на «ты». Меня зовут Давид. А тебя?

— Меня — Дан.

— Дан? Может быть, Данила? Или Даниэль?

— Нет, именно Дан, так у меня и в паспорте… А почему ты спрашиваешь?..

Они миновали Яффские ворота, повернули направо и неспеша шли в потоке других евреев, устремленных к Котелю перед закатом — к дневной молитве Минха. Давид сказал:

— Я, наверное, просто фантазирую, но я подумал — а вдруг, когда родители давали тебе это имя, они очень сильно захотели, а может быть, в душе даже помолились своими словами, чтобы ты нашел своих. Ты знаешь, ведь потерянные десять колен Израиля когда-то тоже вернутся. Колено Дана — одно из потерянных колен…

— Вот оно как… Я и не знал. Расскажи еще что-нибудь.

— Конечно, расскажу, а куда я денусь? Дан, разве ты не видишь, что Вс-вышний организовал для тебя индивидуальный тур: из Сызрани прямо к Котелю — и выдал тебе личного гида? Потому что тебя здесь давно ждут.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»