Темы: Цель творения, Смысл жизни, Рош Ашана, Музыка, Рассказы
Что в вашем списке желаний на следующий год: новый смартфон, полет на параплане, кругосветный круиз? В мире столько соблазнов и столько информации о соблазнах. Вдруг мы упустим новое развлечение, курорт или гаджет, не успеем купить, попробовать, насладиться. Жизнь коротка…
Подготовка к еврейскому Новому году — Рош а-Шана — тоже может включать в себя список желаний. И этот список составляется с той же целью: «а вдруг мы не успеем в течение отпущенного нам срока?» Но что же нам на самом деле необходимо успеть?
Великий итальянский дирижер Артуро Тосканини был неординарной личностью. Однажды ему позвонил биограф, который писал о нем книгу, чтобы договориться о встрече на завтрашний вечер. Тосканини заявил, что завтра вечером не сможет уделить биографу время. По радио будут передавать концерт симфонического оркестра, которым он дирижировал много лет. И ему очень важно послушать, как другой дирижер руководит оркестром. Биограф пообещал, что не издаст ни звука, а только понаблюдает за маэстро, пока тот слушает симфонию по радио, — ведь это даст прекрасный материал для будущей книги.
Тосканини согласился, назавтра биограф пришел и тихо сел в сторонке, слушая музыку по радио вместе с хозяином. Когда симфония отзвучала, биограф заметил:
— Оркестр играл великолепно, не правда ли?
— Не совсем, — отозвался Артуро Тосканини. — Оркестр состоит из 120 музыкантов, из них 15 человек — скрипачи. Но сегодня играли только 14, так что звучание не было идеальным.
Биограф подумал, что маэстро шутит. Концерт исполнялся за тысячи километров отсюда и передавался на коротких волнах, с помехами. Как можно было услышать, что одного скрипача не хватает?
На следующее утро биограф позвонил в концертный зал, из которого накануне велась трансляция. Оказалось, что вчера действительно играли только 119 музыкантов — один скрипач внезапно заболел и не явился…
Пораженный биограф позвонил Тосканини:
— Как?! Как вы догадались?!
— Это не было сложно, — ответил Тосканини. — Я дирижер, и я знаю каждую ноту исполняемой музыки. Я ясно слышал отсутствие некоторых нот в скрипичных партиях. Одного из скрипачей там просто не было.
У каждого из нас есть своя партия в симфонии. Даже если она кажется кому-то незначительной, без нее произведение теряет свою целостность. Главный и Единственный Дирижер всё прекрасно слышит и очень огорчается, если один из нас играет свою партию неверно, тормозит, путает или вовсе бросает свой инструмент. Ведь это омрачает всю симфонию — симфонию движения целого мира к Конечному Избавлению!
Тора учит, что наши души находятся на Земле с важной миссией, которую необходимо выполнить в течение данных нам лет. Поэтому мы включаем в наши списки желаний на следующий год те вещи, которые ответят нам на вопрос: «Зачем я был создан?» Ответ у каждого свой, и списки желаний — разные. Каждый из нас может сделать этот мир лучше своим уникальным способом: заботой о близких и обо всем еврейском народе, учебой Торы и молитвой, воспитанием детей и работой над своими качествами.
Время перед еврейским Новым годом, Рош а-Шана, — это время составить список желаний. Евреи вносят в этот список не места, где они еще не побывали, а добрые дела, которые пока не успели сделать. Не развлечения, которые до сих пор не опробовали, а обязательства, которые еще не выполнили. Не вещи, которых у них еще нет, а заповеди, которые им хотелось бы исполнить.
Наш список желаний к Рош а-Шана — не список обладания, а маршрут движения и жизни души! Шана това! Хорошего вам года!
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»