Темы: Богатство, Суккот, Психология, Радость, Счастье, Материальные блага, Симха Горелик
Как-то раз у всемирно известной актрисы Элизабет Тейлор воры взломали сейф и украли самые дорогие украшения, хранящиеся там. Конечно, к ней тут же стали приставать репортеры с вопросами о том, как она отреагировала, узнав о краже. Один журналист спросил: «Вы плакали?» Ответ Элизабет его ошарашил: «Я не плачу из-за того, что не будет плакать из-за меня!»
Эта простая мысль, высказанная актрисой, а не философом, могла бы помочь любому человеку пересмотреть свой взгляд на мир. Но особенно актуальной она оказывается именно сейчас, в дни праздника Суккот.
Есть у нас поговорка, что в течение жизни нас сопровождают три лучших друга — и когда мы умираем, они покидают нас в порядке, точно обратном тому, как мы относились к ним. Не успела душа покинуть тело, как все наше богатство бежит вместе с ним. Семья более верна: она провожает нас на кладбище, к нашему последнему месту упокоения. Сделав это, близкие люди тоже нас оставляют, чтобы продолжать свою жизнь — уже без нас. Только наше имя, наши добрые дела, которые мы совершили для других, и влияние, которое мы, возможно, оказали на них, переживают нас и делят с нашими душами бессмертие.
Если это так, то странно, не правда ли, что мы тратим большую часть нашей жизни на погоню за материальными ценностями, тратя гораздо меньше времени и усилий, чем стоило бы, на наши семьи, и уж совсем непропорционально мало — на достижение того, за что нас помянут добрым словом после того, как мы покинем этот мир!
Суккот — это тот единственный праздник в году, который, согласно Торе, призван научить всех нас счастью, ведь только он называется зман симхатейну, «время нашей радости». В старые времена для земледельцев ранняя осень была тем временем, когда они заканчивали собирать урожай — и были на пике своего богатства — после всей той тяжелой работы, которая требовалась, чтобы вырастить злаки, овощи и фрукты.
Что же сказала нам Тора, чтобы мы не путали материальный достаток с истинным счастьем? Она повелела нам оставить роскошь наших домов, чтобы сидеть в маленьких хрупких шалашах в окружении самых близких людей.
Если мы действительно хотим быть счастливыми, первый шаг заключается в том, чтобы определить — что же нам нужно для обретения этого желанного состояния.
Как-то вечером один подвыпивший человек стоял под уличным фонарем и что-то искал. Подошел полицейский, спросил, что он ищет, и человек ответил: «Ключи от квартиры». Полицейский оказался участлив и решил помочь бедолаге. Вот они ищут вдвоем. Через некоторое время безуспешных поисков полицейский интересуется, а уверен ли мужчина, что ключи потеряны именно здесь. На что пьяный отвечает: «Нет, не здесь. Я потерял их вон в тех кустах — но там слишком темно, чтобы искать их…»
Этот анекдот прекрасно иллюстрирует всеобщую ошибку человечества. Мы продолжаем искать вещи в разных неправильных местах — только потому, что «здесь, под фонарем, светлее». И не останавливаемся, чтобы спросить себя: а может быть то, что мы ищем, находится совершенно в другом месте?
Французский писатель XVIII века Франсуа Ларошфуко написал в своих знаменитых «Максимах»: «Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого».
И если нам кажется, что для счастья нам не хватает того, и другого, и третьего — почему бы не выяснить, насколько счастливы обладающие всем этим? Действительно ли существует связь между наличием денег и счастьем, между отсутствием денег и страданиями?
Джо Домингес и Вики Робин, авторы книги «Деньги или жизнь», попросили более тысячи человек из США и Канады оценить себя по шкале счастья от одного (несчастен) до пяти (счастлив), и были удивлены, обнаружив, что нет никакой корреляции между уровнем доходов и счастьем. Этот опрос показал, что если у человека удовлетворены его самые базовые материальные потребности, то дальше деньги начинают играть обратную роль: те, кто зарабатывал меньше, гораздо чаще отвечали, что счастливы, по сравнению с теми, чей уровень доходов был выше среднего.
«Психологи потратили десятилетия, изучая связь между богатством и счастьем», — пишет психолог Гарвардского университета Даниэль Гилберт в своем бестселлере «Спотыкаясь о счастье», — «и, в целом, пришли к выводу, что деньги делают людей более счастливым, когда они поднимают их из крайней нищеты в средний класс, но после пересечения этого порога богатство никак не увеличивает счастье».
В наши дни пандемии, карантина, вынужденного заключения в квартирах, спасаясь от депрессии и не имея возможности поехать отдыхать, — те, у кого есть финансовая возможность, бросаются что-то перестраивать, покупать мебель и бытовую технику… У кого на это нет средств, пускаются в интернет-шопинг, заказывая одежду, игрушки, предметы интерьера — чтобы порадовать себя и близких…
Сколько же радости приносят новые вещи? Удовольствие от новых приобретений длится ровно столько, сколько держится в крови гормон дофамин — обычно, несколько минут. Но тот же дофамин вырабатывается и тогда, когда мы получаем любой позитивный в нашем представлении опыт. И когда мы смотрим на чистую комнату после уборки, и когда обнимаем своего ребенка, и когда заканчиваем проект! Всё это мы получаем совершенно бесплатно, а за что-то нам даже платит работодатель. Больше вещей не означает больше счастья. Счастье находится совершенно в другом месте.
Профессор психологии Дэвид Майерс в своей книге «В погоне за счастьем: кто счастлив и почему?» цитирует студента из очень богатого дома: «Мои родители купили мне Мазду 626. Однажды отчим подарил мне парусник. Позже он купил мне мой собственный виндсерфер. В нашем доме два видеомагнитофона и три телевизора. Это делает меня счастливым? Абсолютно нет. Я бы обменял все богатство моей семьи на мирный и любящий дом».
Культура потребления современного общества продолжает убеждать нас, что, чтобы быть счастливым, надо иметь больше денег. Тогда мы сможем купить больше вещей, которые дадут нам больше удовольствия. Когда мы от купленных вещей не получаем ожидаемого удовольствия, нам говорят, что нам нужно еще больше денег, чтобы купить вещи лучшего качества и в большем количестве, поэтому мы должны взять на себя больше работы (подвергнувшись большему стрессу) — и вот тогда мы действительно будем счастливы.
Если мы попадаемся на эту уловку и впрягаемся в дополнительную работу, видя своих близких все меньше, накапливая все больше имущества, мы в конечном итоге обнаруживаем ту истину, которая мудрецам Талмуда была известна давным-давно: умножающий имущество — умножает заботу.
«Богатство, как здоровье: хотя его отсутствие может породить страдания, его наличие — не гарантия счастья», — резюмирует д-р Дэвид Майерс. — «Во всяком случае, судя по уровню депрессии, количеству преступлений, разводов и подростковых самоубийств, мы стали богаче и несчастнее, чем были в 1960-е годы».
«Удовлетворение — это не столько получение того, что вы хотите, сколько желание того, что у вас есть. Есть два способа быть богатым: один — это иметь больше денег, другой — иметь меньше желаний», говорит Майерс, тоже почти цитируя мудрецов Талмуда.
Суккот, праздник нашей радости, напоминает нам, что даже самый хрупкий шалаш, наполненный теми, кого мы любим, является гораздо большим источником счастья, чем самый роскошный особняк. Суккот учит нас не заботиться больше о вещах, чем о людях. Он учит нас гораздо больше размышлять о том, что у нас есть, чем расстраиваться из-за того, чего нам не хватает.
Когда мы садимся в свои праздничные шалаши и смотрим сквозь схах на небеса, мы обретаем уверенность в том, что источник счастья прямо здесь, в наших руках. Он зависит не от внешних обстоятельств, потому что он — в Б-жественном руководстве, защите и благословении, которыми окутан каждый из нас всегда, и особенно — в дни праздника Суккот. Ведь мы только недавно вынырнули из «десяти дней раскаяния», в течение которых у каждого из нас был шанс расставить своих «трех лучших друзей» на правильные места: добрые дела, семья, деньги. Теперь, когда все в порядке, — пришло время нашей радости, зман симхатейну!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»