Темы: Трапеза, Алаха, Обрезание, Рав Лейб Нахман Злотник
В мидраше[1] рассказывается, что наш праотец Авраам на восьмой день рождения своего долгожданного сына Ицхака сделал ему обрезание и устроил в честь этого пир. Из этого мудрецы учат, что в день обрезания ребенка его отец должен устроить праздничную трапезу. Рамбан[2] сравнивает обрезание с женитьбой, поскольку в Торе об обрезании сказано: «жених кровей». Значит, подобно тому, как существует заповедь устраивать пир в честь женитьбы, должна существовать заповедь устраивать пир в честь обрезания. Рабейну Бхае[3] пишет, что обрезание подобно жертвоприношению, и трапеза, устраиваемая в честь этого события, приравнивается к заповеди вкушения определенных частей жертвы коэнами. Согласно ряду мнений, устраивать праздничную трапезу в честь обрезания заповедано Торой[4], но некоторые считают, что это является установлением мудрецов[5].
Участие в трапезе, посвященной обрезанию младенца, является важной заповедью, плата за которую очень велика[6]. Согласно свидетельству мудрецов, всякий, кто принимает в ней участие, спасает себя от ада[7]. Тот, кого пригласили участвовать в этой трапезе, обязан принять приглашение и приложить все усилия для того, чтобы присутствовать на ней. В противном случае он будет считаться одним из тех, кому положен бойкот с Небес[8]. (Если быть точными, в Талмуде сказано, что тому, кто не принимает участия в трапезе, посвященной заповеди, положен бойкот с Небес, но Рама пишет: «…как будто положен бойкот с Небес». В примечаниях рава Моше Тейтельбойма к этому месту в «Шулхан Арухе» высказано предположение, что Рама установил закон в соответствии с мнением, считающим, что за неучастие в трапезе, посвященной заповеди, не положен бойкот с Небес. Но, поскольку участие в подобных мероприятиях чрезвычайно важно, Рама считал, что и согласно более мягкому мнению это некоторым образом сравнимо с нарушением, за которое полагается бойкот с Небес).
Иногда не все приглашенные на трапезу, устраиваемую в честь исполнения заповеди обрезания, имеют возможность в ней участвовать. Чтобы предотвратить их попадание в разряд тех, кому «как будто положен бойкот с Небес», принято не приглашать гостей на такую трапезу прямо. И даже самым близким родственникам и друзьям не делают официальных приглашений, а только сообщают время и место трапезы[9]. В таком случае даже если человек по какой-либо причине не примет участие в трапезе, на него не распространится бойкот. По этой же причине, после совершения обрезания устроители трапезы не приглашают присутствующих принять участие в трапезе, а оставляют это на их усмотрение[10].
В общинах йеменских евреев принято прямо приглашать гостей на трапезу, устраиваемую в честь обрезания, и не опасаются, что тот, кто не примет участия в трапезе, получит бойкот с Небес.
Согласно некоторым мнениям, нарушение заключается не в том, что приглашенный не пришел на трапезу, а в том, что сидя на трапезе, он не ест и не пьет[11].
Только приглашение, сделанное родителями младенца, которому делают обрезание, «обязывает» в участии в праздничной трапезе. Если приглашает любой другой человек, то это не считается приглашением[12]. Некоторые полагают, что приглашение, которое не было повторено дважды, не считается приглашением[13]. Есть мнение, согласно которому неучастие в трапезе не вменяется в вину, когда уже есть десять человек, которые в ней участвуют[14]. Кроме того, виновник торжества часто считает себя обязанным пригласить большое число гостей только для того, чтобы выразить им почет и уважение, и вовсе не предполагает, что все они обязательно примут участие в трапезе. Это еще одно, дополнительное обстоятельство, освобождающее приглашенных от обязанности участвовать в трапезе[15].
Тот, кого пригласили участвовать в церемонии обрезания, однако отдельного приглашения остаться на трапезу он не получал, не обязан на ней присутствовать. И если обстоятельства таковы, что гость может присутствовать либо в то время, когда совершают обрезание, либо на трапезе, то ему следует предпочесть первое[16]. Те, кто постоянно учат Тору, и посещение трапезы отвлечет их от исполнения этой великой заповеди, освобождены от участия в трапезе, даже если они получили официальное приглашение[17]. Тот, кого участие в трапезе лишит возможности помолиться в миньяне (кворум, состоящий из десяти взрослых евреев), не обязан в ней участвовать[18]. Аналогично этому, люди, которые обязаны в это время находится на работе и заниматься материальным обеспечением семьи, даже если они получили официальное приглашение, не обязаны оставаться на трапезу[19]. Во всех подобных ситуациях все же было бы правильно съесть что-либо небольшое в качестве символического участия в трапезе, посвященной обрезанию[20]. А если человек съест немного выпечки, будет считаться, что он в полной мере принимал участие в трапезе, и для этого не будет необходимости есть именно трапезу с хлебом[21]. Если человек берет с собой еду с трапезы, устраиваемой в честь обрезания, и ест ее потом в другом месте, то не считается, что он принимал участие в трапезе[22].
Когда речь идет о приглашении на трапезу, посвященную церемонии обрезания, которую устраивают люди, не соблюдающие законы Торы и постановления мудрецов, а тем более, если на трапезе подают некошеную еду, то появляются дополнительные основания чтобы освободить приглашенных от обязанности участия в ней[23]. Если на трапезу пригласили женщину, и ее муж по какой-либо причине против ее участия в трапезе, тогда, поскольку ее обязанности по отношению к мужу первичны, она освобождена от обязанности участвовать в трапезе[24].
Моэль (специалист по обрезаниям), который совершает много обрезаний, не обязан участвовать во всех трапезах, на которые его просят остаться после того, как он сделал обрезание[25].
[1] «Пиркей де-раби Элиэзер», гл. 28.
[2] Шмот 18:12.
[3] Берешит 17:13.
[4] См. «Шаарей Тшува», «Орах Хаим» 551.33.
[5] «Харедим»; «Бейт Яаков» п.73; «Биур а-Гра», «Орах Хаим» гл.640.
[6]«Ор Заруа», ч.2, п.107; «Ям Шель Шломо», «Бава Кама», 7:37.
[7] «Тосафот», «Псахим» 114а, от имени Мидраша.
[8] «Псахим» 113б; Рама, «Йорэ Дэа» 265.12.
[9] «Питхей Тшува», там же, п.18; «Мигдаль Оз» 13:15 и 9:17; «Яфэ ле-Лев» ч.3 265.21.
[10] «Брит Эфраим» стр. 353 от имени рава Н. Карелица.
[11]«Тшувот вэ-Анагот» ч.3, «Йорэ Дэа» п.294.
[12] «Зохер а-Брит» 25.11.
[13] Там же.
[14] «Яфэ ле-Лев», там же, п.22.
[15] «Яфэ ле-Лев», там же.
[16] «Ва-ишма Моше», стр.295 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.
[17] «Ябиа Омер» ч.4, «Йорэ Дэа» п.19.
[18] «Сильмат Хаим», «Орах Хаим» п.213.
[19]«Зохер а-Брит», там же.
[20] «Шевет а-Леви» ч.8, п.217.
[21] «Пискей Алахот», стр.44 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.
[22] «Абет ле-Брит», стр.481 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.
[23] «Леорот Натан» ч.7 п.76.
[24] Там же.
[25] «Шевет а-Леви», там же.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»