Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Участие в трапезе, посвященной обрезанию младенца, является важной заповедью, плата за которую очень велика

В мидраше[1] рассказывается, что наш праотец Авраам на восьмой день рождения своего долгожданного сына Ицхака сделал ему обрезание и устроил в честь этого пир. Из этого мудрецы учат, что в день обрезания ребенка его отец должен устроить праздничную трапезу. Рамбан[2] сравнивает обрезание с женитьбой, поскольку в Торе об обрезании сказано: «жених кровей». Значит, подобно тому, как существует заповедь устраивать пир в честь женитьбы, должна существовать заповедь устраивать пир в честь обрезания. Рабейну Бхае[3] пишет, что обрезание подобно жертвоприношению, и трапеза, устраиваемая в честь этого события, приравнивается к заповеди вкушения определенных частей жертвы коэнами. Согласно ряду мнений, устраивать праздничную трапезу в честь обрезания заповедано Торой[4], но некоторые считают, что это является установлением мудрецов[5].

Участие в трапезе, посвященной обрезанию младенца, является важной заповедью, плата за которую очень велика[6]. Согласно свидетельству мудрецов, всякий, кто принимает в ней участие, спасает себя от ада[7]. Тот, кого пригласили участвовать в этой трапезе, обязан принять приглашение и приложить все усилия для того, чтобы присутствовать на ней. В противном случае он будет считаться одним из тех, кому положен бойкот с Небес[8]. (Если быть точными, в Талмуде сказано, что тому, кто не принимает участия в трапезе, посвященной заповеди, положен бойкот с Небес, но Рама пишет: «…как будто положен бойкот с Небес». В примечаниях рава Моше Тейтельбойма к этому месту в «Шулхан Арухе» высказано предположение, что Рама установил закон в соответствии с мнением, считающим, что за неучастие в трапезе, посвященной заповеди, не положен бойкот с Небес. Но, поскольку участие в подобных мероприятиях чрезвычайно важно, Рама считал, что и согласно более мягкому мнению это некоторым образом сравнимо с нарушением, за которое полагается бойкот с Небес).

Иногда не все приглашенные на трапезу, устраиваемую в честь исполнения заповеди обрезания, имеют возможность в ней участвовать. Чтобы предотвратить их попадание в разряд тех, кому «как будто положен бойкот с Небес», принято не приглашать гостей на такую трапезу прямо. И даже самым близким родственникам и друзьям не делают официальных приглашений, а только сообщают время и место трапезы[9]. В таком случае даже если человек по какой-либо причине не примет участие в трапезе, на него не распространится бойкот. По этой же причине, после совершения обрезания устроители трапезы не приглашают присутствующих принять участие в трапезе, а оставляют это на их усмотрение[10].

В общинах йеменских евреев принято прямо приглашать гостей на трапезу, устраиваемую в честь обрезания, и не опасаются, что тот, кто не примет участия в трапезе, получит бойкот с Небес.

Согласно некоторым мнениям, нарушение заключается не в том, что приглашенный не пришел на трапезу, а в том, что сидя на трапезе, он не ест и не пьет[11].

Только приглашение, сделанное родителями младенца, которому делают обрезание, «обязывает» в участии в праздничной трапезе. Если приглашает любой другой человек, то это не считается приглашением[12]. Некоторые полагают, что приглашение, которое не было повторено дважды, не считается приглашением[13]. Есть мнение, согласно которому неучастие в трапезе не вменяется в вину, когда уже есть десять человек, которые в ней участвуют[14]. Кроме того, виновник торжества часто считает себя обязанным пригласить большое число гостей только для того, чтобы выразить им почет и уважение, и вовсе не предполагает, что все они обязательно примут участие в трапезе. Это еще одно, дополнительное обстоятельство, освобождающее приглашенных от обязанности участвовать в трапезе[15].

Тот, кого пригласили участвовать в церемонии обрезания, однако отдельного приглашения остаться на трапезу он не получал, не обязан на ней присутствовать. И если обстоятельства таковы, что гость может присутствовать либо в то время, когда совершают обрезание, либо на трапезе, то ему следует предпочесть первое[16]. Те, кто постоянно учат Тору, и посещение трапезы отвлечет их от исполнения этой великой заповеди, освобождены от участия в трапезе, даже если они получили официальное приглашение[17]. Тот, кого участие в трапезе лишит возможности помолиться в миньяне (кворум, состоящий из десяти взрослых евреев), не обязан в ней участвовать[18]. Аналогично этому, люди, которые обязаны в это время находится на работе и заниматься материальным обеспечением семьи, даже если они получили официальное приглашение, не обязаны оставаться на трапезу[19]. Во всех подобных ситуациях все же было бы правильно съесть что-либо небольшое в качестве символического участия в трапезе, посвященной обрезанию[20]. А если человек съест немного выпечки, будет считаться, что он в полной мере принимал участие в трапезе, и для этого не будет необходимости есть именно трапезу с хлебом[21]. Если человек берет с собой еду с трапезы, устраиваемой в честь обрезания, и ест ее потом в другом месте, то не считается, что он принимал участие в трапезе[22].

Когда речь идет о приглашении на трапезу, посвященную церемонии обрезания, которую устраивают люди, не соблюдающие законы Торы и постановления мудрецов, а тем более, если на трапезе подают некошеную еду, то появляются дополнительные основания чтобы освободить приглашенных от обязанности участия в ней[23]. Если на трапезу пригласили женщину, и ее муж по какой-либо причине против ее участия в трапезе, тогда, поскольку ее обязанности по отношению к мужу первичны, она освобождена от обязанности участвовать в трапезе[24].

Моэль (специалист по обрезаниям), который совершает много обрезаний, не обязан участвовать во всех трапезах, на которые его просят остаться после того, как он сделал обрезание[25].


[1] «Пиркей де-раби Элиэзер», гл. 28.

[2] Шмот 18:12.

[3] Берешит 17:13.

[4] См. «Шаарей Тшува», «Орах Хаим» 551.33.

[5] «Харедим»; «Бейт Яаков» п.73; «Биур а-Гра», «Орах Хаим» гл.640.

[6]«Ор Заруа», ч.2, п.107; «Ям Шель Шломо», «Бава Кама», 7:37.

[7] «Тосафот», «Псахим» 114а, от имени Мидраша.

[8] «Псахим» 113б; Рама, «Йорэ Дэа» 265.12.

[9] «Питхей Тшува», там же, п.18; «Мигдаль Оз» 13:15 и 9:17; «Яфэ ле-Лев» ч.3 265.21.

[10] «Брит Эфраим» стр. 353 от имени рава Н. Карелица.

[11]«Тшувот вэ-Анагот» ч.3, «Йорэ Дэа» п.294.

[12] «Зохер а-Брит» 25.11.

[13] Там же.

[14] «Яфэ ле-Лев», там же, п.22.

[15] «Яфэ ле-Лев», там же.

[16] «Ва-ишма Моше», стр.295 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[17] «Ябиа Омер» ч.4, «Йорэ Дэа» п.19.

[18] «Сильмат Хаим», «Орах Хаим» п.213.

[19]«Зохер а-Брит», там же.

[20] «Шевет а-Леви» ч.8, п.217.

[21] «Пискей Алахот», стр.44 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[22] «Абет ле-Брит», стр.481 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[23] «Леорот Натан» ч.7 п.76.

[24] Там же.

[25] «Шевет а-Леви», там же.

Из журнала Мир Торы


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше