Темы: Еврейское мировоззрение, Интернет, Отношения между людьми, Батшева Эскин
Про cancel culture («культуру отмены») или так называемый «канселлинг» пользователи интернета знали уже несколько лет — как о практике публичного осуждения кого-либо за общественно неприемлемый поступок: некорректное высказывание, расистскую шутку или домогательства. Но только в прошлом году засидевшиеся в карантинах и заскучавшие у компьютеров американцы, а за ними и жители других континентов, включились в новое развлечение — травлю знаменитостей под эгидой восстановления справедливости.
Поначалу культура отмены была особенно популярна среди темнокожих. Когда фраза «ты отменен» вошла в обиход, ее стали использовать как способ привлечения внимания к расизму, издевательствам и другим проблемам.
Увидев ее эффективность, «культуру отмены» начали все чаще упоминать в соцсетях. Защитники «канселлинга» утверждают, что культура отмены является современным способом привлечь известного человека к ответственности за правовые, социальные, этические нарушения. И что если законодательным органам тот или иной персонаж «не по зубам», значит, он будет наказан «народом», который будет массово отписываться от его страницы в соцсетях, не покупать его товар, всячески «не дружить» и бойкотировать.
Подвергнутый такому остракизму человек может лишиться голоса в СМИ, карьеры, а то и свободы. В этой тенденции, зародившейся в XXI веке в США, слышится что-то очень знакомое: несогласные петь по-советски поэты, писатели, философы, режиссеры оказывались в СССР без работы, в сумасшедшем доме или в лагере. Но то было при тоталитарном режиме, а современный мир толкует о демократии и свободе слова.
На самом же деле, идеология всегда стоит во главе угла, только называется она в XXI веке иначе, чем называлась в XX.
Мало кто понимал динамику идеологических преследований лучше, чем немецкий пастор Мартин Нимёллер, который в своей проповеди в 1946-м году сказал:
«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за членами профсоюза, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
Когда они пришли за мной, уже не было никого, кто бы мог протестовать…»
Слова Мартина Нимёллера в наше время вновь актуальны. После того как литературные, музыкальные, художественные и театральные классические произведения «отменяются» один за другим при всеобщем молчании, останется ли кто-то, кто выскажется в поддержку Библии, когда до нее неизбежно дойдет очередь?
Ведь если к тексту подходить с тем «аршином», которым «отменщики» меряют всё, что попадается им на глаза, то в Библии можно найти и пропаганду рабства, и дискриминацию женщин, инвалидов и неевреев, и нетерпимость к гомосексуализму, и расизм. Библия даже призывает к геноциду семи ханаанитских народов и Амалека!
Сначала поборники «культуры отмены» пришли за детскими книгами о слоненке Бабаре, которые были расценены как «празднование колониализма», потому что слоненок покидает джунгли, а затем возвращается, чтобы «цивилизовать» своих собратьев-животных.
Затем они пришли за книжками про Любопытного Джорджа, потому что там белый человек привозит домой обезьяну из Африки — а это унизительно для африканцев, и особенно — афро-американцев.
Затем они пришли еще за одним слоненком — по имени Дамбо, потому что в этом мультфильме вороны «отдают дань уважения шоу менестрелей-расистов». А мультфильм «Питер Пэн» «изображает коренные народы в стереотипной манере, которая не отражает ни разнообразия коренных народов, ни их подлинных культурных традиций. Питер и Потерянные Мальчики танцуют, издевательски украсив себя индейскими головными уборами».
Затем они пришли за еще одним всемирно известным автором добрых детских книг, доктором Сьюзом, — из-за «расистских и бесчувственных изображений». «Нечувствительность» выражается в том, что азиат в конической шляпе ест палочками из миски, а двое африканцев нарисованы в набедренных повязках из травы.
Мода на «отмены» прокатилась и по модной индустрии, где одну всемирно известную фирму обвинили в пародировании карикатурных изображений темнокожих времен рабовладельческого строя, другую осудили за рекламный ролик, в котором модель-азиатка ест европейскую еду палочками, а еще пару модельеров «заканселили» за дреды у белых моделей.
Помните детскую песню про то, что «папа может, папа может все, что угодно, только мамой, только мамой не может быть»? Сколько времени потребуется интернет-сообществу, чтобы «отменить» её за навязывание детям неверных гендерных стереотипов? Ведь борьбой за равенство полов «прогрессивное человечество» не ограничивается, и уже повсюду в мире оно стремится ввести в государственные учебные программы уроки о «гендерной изменчивости» и разных гендерных принадлежностях, включая двуполую, бесполую и пансексуальную. А если кто-то с этим несогласен? Правильно, отменить его, ведь это так просто — одним кликом.
В русскоязычном пространстве культура отмены пока только набирает обороты, но уже известны случаи, когда руководители компаний были вынуждены уволиться из-за травли в соцсетях, последовавшей за не слишком удачными рекламными роликами, в которых зрители усмотрели бодишейминг или расизм.
Причем, подобно суду Линча, эпизоды «отмены» возникают стихийно и непредсказуемо, одних людей лишая карьеры и доброго имени навсегда, других — на время, а с некоторых общественное порицание стекает, как с гуся вода.
Например, известная телеведущая, сказавшая в эфире несколько лишних слов, в результате остракизма лишилась части доходов и звания «Женщины года», а некий известный актер, не скрывающий своих серьезных грехов, остается при всех званиях и премиях, несмотря на подписанную против него десятками тысяч человек петицию.
Депутаты и министры позволяют себе самые возмутительные публичные высказывания, при этом одним всё сходит с рук, а другим приходится расплачиваться карьерой и репутацией.
Почему это происходит? Потому что ни о какой справедливости здесь речь не идет и идти не может. Один пользователь сети выкрикивает: «Долой!», толпа подхватывает и несется дальше, ничего не видя вокруг и сметая всё на своем пути. Это «Долой!» может быть продиктовано как личной неприязнью, так и настроением, модой или тенденцией.
Социальные сети создают специфические условия для травли «несоответствующих тенденциям», благодаря мгновенному распространению информации, в сочетании со сложностью что-либо опровергнуть. Кроме того, многие пользователи просто пытаются исключить любого, с кем они не до конца согласны, а часто даже только для того, чтобы заслужить уважение среди таких же сторонников «отмены».
Сейчас «в тренде» быть прогрессивным, а значит — повсюду видеть расизм, неэтичность, «гендерную отсталость» и навязывать новое «движение» как идеологическую смирительную рубашку на все общество.
В современном обществе принято считать, что демократия — это наиболее справедливое государственное устройство, но на самом деле, сегодня мы живем в западной версии «общества страха». И если в тоталитарных режимах давление идет от правящей верхушки, то при демократическом устройстве давление идет снизу, от «прогрессивных» фанатиков, которые, получив иллюзию власти, запугивают людей и заставляют их молчать и соблюдать «политическую корректность».
Если эта небольшая группа «интеллектуалов» и «прогрессивных» доберется и до Библии — остановит ли их что-то, если они призовут вырезать из Торы некоторые «неэтичные» главы? Если они вознамерятся «отменить» тех, кто почитает Священную Книгу — ведь она им наверняка покажется «культурно оскорбительной»? Впрочем, возможно, «отменщикам» надоест их игра, и они решат развлечься чем-нибудь другим.
Что нам эта тенденция наглядно показывает — это до какого абсурда может дойти демократическое общество и на что способно большинство, получившее иллюзию власти. Толпа, «отменившая» для себя вечные ценности, «отменяет» и установленный Творцом порядок, погружает себя и свой мир в хаос, «решая проблемы» линчеванием и улюлюканием.
Мы видим, как со временем меняются морально-этические и другие ценности: что раньше было недозволенным и запретным — сегодня приветствуется и восхваляется. И только Тора, дарованная Вс-вышним, остается неизменным признанным эталоном. Или современный популизм захочет отменить и ее всеобщим голосованием?!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.