Темы: Пурим, Свиток Эстер, Эстер, Раввин Бенцион Зильбер, Мордехай
Мы знаем, что указ, подписанный именем царя Ахашвероша и скрепленный печатью царского перстня, гласил: «Истребить, убить и погубить всех евреев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить» (Эстер 3, 13). Этот указ был разослан «во все области царские». Слава Б-гу, он не был выполнен. Как же он был отменен?
Об этом не написано ясно. Был разослан первый указ. Затем Эстер, пригласив царя с Аманом на пир дважды, сумела повлиять на царя и Амана повесили. После этого Эстер вновь входит к царю и просит «отменить злой (указ) Амана Агагиянина и замысел его, что задумал он против евреев… пусть бы написано было, чтоб возвращены были бы письма с замыслом Амана, сына Амдаты, Агагиянина, которые написал он об истреблении евреев во всех областях царских» (8, 3-5). Царь отвечает: «Вот, отдал я Эстер дом Амана, а его повесили на дереве за то, что поднял он руку свою на евреев. А вы напишите о евреях то, что вам угодно, именем царя и скрепите (печатью) перстня царского, потому что того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить» (8; 7, 8). Итак, указ царя отменить невозможно. Персидская империя была правовым государством, а не каким-то царством анархии, и даже сам царь был не вправе отменить собственный указ. Он становился как бы заложником своего же указа.
Как же на деле был отменен указ, который по законам Персидского царства не отменяется? Я видел несколько комментариев, приведу три из них.
Ибн-Эзра, который первым обращается к этой теме, приводит вопрос, который задают некоторые: зачем вообще нужно было уничтожать врагов евреев (что произошло в результате)? Достаточно было, чтобы не уничтожали евреев… И отвечает: Мордехай и Эстер поступили мудро. Ведь просто отменить царский указ невозможно. Им пришлось объявить, что Аман, втершийся в доверие к царю, фальсифицировал указ, обманув царя и весь народ, и разослал фальшивый указ по всей стране. Сейчас Аман «пойман с поличным», разоблачен и казнен, а мы рассылаем Вам тот указ, который на самом деле вышел из царских уст. Этот указ — перебить всех, кто нападет на евреев. Официально, по законам Персидского царства — это лишь разъяснение первоначального, настоящего указа, а не его отмена.
Ралбаг объясняет иначе. Прошлый указ не был аннулирован, это невозможно по закону. Но был издан новый указ. Он гласил: «царь разрешил евреям каждого города собраться и стать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа и из области, тех, кто (готов) напасть на них... В один день во всех областях царя Ахашвероша, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара» (8; 11, 12). Итак, евреям разрешено убивать тех, кто хочет убить их. Иными словами, если антисемиты убивают евреев — это по закону, если евреи убивают антисемитов — это тоже по закону. Каждая из групп имеет право взять закон в свои руки.
Но что же происходит в действительности? Когда закон наделяет одинаковыми правами две враждующие группы, какая из них сумеет использовать закон в своих интересах? Та, что сильнее в данной ситуации. А какая сильнее? Та, которая может опереться на широкие круги населения и местные власти. С помощью этого комментария легко понять, почему Мегила подчеркивает, что «многие из народов страны» охвачены страхом перед евреями (8, 17). Т.е. народ боится евреев и не стремится нападать на них. Также сказано (9; 3, 4), что все начальство поддерживает евреев, «ибо охватил их страх перед Мордехаем. Потому что был Мордехай велик в доме царском, и слух о нем прошел по всем областям…». Зачем Мегила говорит об этом так подробно? Согласно комментарию Ралбага, это очень важно, от этого зависит исход конфликта: народ и местные власти были с евреями, поэтому евреи перебили своих врагов, а не наоборот. (Как когда-то было в царской России: пока погромщики били евреев, полиции не видно было. Но если евреи давали достойный отпор, она появлялась: «Как вы смеете!..»)
(И согласно комментарию Ибн-Эзры очень важно было, чтобы правители областей и т.д. боялись Мордехая. Иначе они могли не принять нового указа. Организовать бунт: «Вы делаете из нас идиотов, мы не верим, что это была фальсификация!»)
Третий комментарий принадлежит раву Элиэзеру бен-Элияу Ашкенази (1513-1586), книга Йосеф Леках. Он говорит так: есть указ, который рассылают по всей стране, и по законам Персии его нельзя аннулировать. В действительности же там было два указа. Один — открытое письмо ко всем жителям империи, гласившее: «Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! 13 Адара будет нечто необыкновенное! Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!» Второй — закрытый циркуляр властям на местах, в котором сказано прямым текстом «истребить, убить и погубить всех евреев». Автор Йосеф Леках продолжает: то, что было оглашено перед народом, аннулировать невозможно. А вот закрытое письмо губернаторам и др. можно аннулировать, прислав указ противоположного содержания. Что и было сделано. Виленский Гаон, идя тем же путем, поясняет: было объявлено, что Аман, пользуясь доверием царя, послал губер наторам «неправильный» указ; а сейчас мы посылаем вам настоящий указ царя Ахашвероша. Как подчеркнул Ибн-Эзра, провести день 13 Адара без потрясений было уже невозможно.
Интересно, что гонцы с первым указом были посланы 13 Нисана, а со вторым — 23 Сивана. Почему ждали 70 дней? Виленский Гаон объясняет: хотели послать тех же самых людей — это должно вызвать доверие к новому указу. Поэтому ждали возвращения этих гонцов со всех концов огромной империи.
События могли развиваться по-разному. А то, что местное начальство из страха перед Мордехаем поверило новому циркуляру и выполнило его, — часть чуда.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.