Темы: Прогресс и Тора, Тора и наука, Свобода выбора, Интернет, Совесть, Этика, Батшева Эскин
Технологии нового поколения одарили нас не только такими чудесами, как «умный» телефон (смартфон), «умный» дом и «умные» часы, но и «умные» очки, «умный» холодильник, «умная» спортивная одежда и «умная» дорога.
«Умные» технологии постепенно меняют наш мир. И если сегодня уже никого не удивляет, что мобильный телефон практически сам выбирает и оплачивает ваши покупки, то завтра никого не удивит самособирающийся в отпуск чемодан. Ученые с уверенностью заявляют, что и создание полноценного искусственного интеллекта — лишь вопрос времени.
Хорошо ведь, правда? Пусть холодильник сам заказывает еду, пылесос сам решает, когда пора убираться, и сделает это сам, не утруждая нас, пусть кондиционер рассчитает время нашего возвращения домой и охладит к нашему приходу помещение. А мы в освободившиеся часы займемся чем-нибудь более творческим, духовным, душевным, вдохновляющим! «Мечты, мечты, где ваша сладость?..» На самом деле, в освобожденное технологиями время мы занимаемся ими же. То есть технологиями.
Неудивительно, что у «умного холодильника», кроме функций фотографирования своих полок изнутри и напоминания, что пора купить, а что — выбросить, также есть и встроенный телевизор и ютьюб. А не встроенная библиотека классики всемирной литературы и философии и не онлайн коллекция шедевров мировой живописи. Но и без умного холодильника каждый понимает, что если что-то и стимулирует людей на научные открытия, создание предметов искусства и написание книг — то точно не наличие в доме стиральной машины, робота-пылесоса или пароварки. А вот что тормозит творческие процессы? Что съедает почти все свободное время современного человека?
Ответ очевиден. Надо признать, что наша жизнь уже контролируется технологиями. Потеряв на пять минут интернет-связь, мы чувствуем себя настолько беспомощными, что не можем просто заняться чем-то другим, а начинаем срочно дозваниваться провайдеру.
Выйдя из дома без мобильного телефона в соседний магазин, впадаем в панику: а что если нас кто-то ищет? Приняв взрослое обдуманное решение воздержаться от использования гаджетов во время семейного обеда, вдруг испытываем острую необходимость сфотографировать поданное блюдо («красиво падает свет») или проверить, нет ли нового сообщения по работе («а то контракт сорвется!»)
Чем большим количеством гаджетов мы себя окружаем, тем от большего количества предметов мы в конечном итоге впадаем в зависимость. Но это только один из результатов использования смарт-технологий.
Некоторые изобретения поистине гениальны. Что можно возразить, например, против, «умного» шуруповерта со встроенным гироскопом, который практически без помощи человека вкручивает что нужно, куда нужно, стоит только взять его в руки? Но дело в том, что направление, в котором развиваются смарт-технологии, таково, что приборы постепенно становятся как бы «совестью» человека, осуждая нас и указывая нам, что мы должны делать.
Согласно недавней статье в «Уолл Стрит Джорнал» под названием «Не отупляют ли нас умные гаджеты?», уже существует умное мусорное ведро, которое фотографирует свое содержимое и выставляет в Фейсбук доказательства того, насколько наплевательски его владелец относится к вопросам экологии и загрязнения окружающей среды.
«Умные» весы услужливо передадут свои показания прямо на экраны ваших «френдов». Вилка может контролировать частоту донесения ее до рта и включать индикатор, указывая, что вы недостаточное количество раз двигали челюстями, прежде чем проглотить кусок яблока. Да, яблоко нужно жевать столько-то раз, а мясо — столько-то. Жидкую пищу тоже надо жевать. Мы же хотим быть здоровыми? У самих силы воли не хватает здоровьем заниматься? Тогда придется слушаться указаниям собственной вилки.
Вооружившись датчиками и запрограммированным искусственным интеллектом, даже зубная щетка может упрекать нас, что мы недостаточно долго/интенсивно/ тщательно ее пользуемся.
Раньше «помощник» Гугла просто предлагал «попробовать сказать что-нибудь», а теперь он уже навязывает пользователю роль попугая, который послушно будет повторять за ним: «Расскажи шутку» или «Скажи мне комплимент».
Кстати, про Гугл. Психотерапевты в последнее время стали все чаще сталкиваться с обострением паранойи у склонных к тревоге пациентов, которые тратят свою жизнь на то, чтобы избежать «всевидящего ока Большого Брата». Кто-то заклеивает камеру ноутбука пластырем, кто-то вынимает батарею из своего телефона, прежде чем начать секретный разговор.
Следят ли за кем-то из нас спецслужбы — этого мы знать не можем, но вот смарт-технологии, отвечающие за контекстную рекламу, действительно реагируют на нашу речь, произнесенную вблизи микрофонов наших гаджетов, и стоит кому-то неосторожно сказать, например, «Испания», как браузер забросает его предложениями приобрести недвижимость на испанском курорте или хотя бы заказать там гостиницу.
А что происходит, когда вся эта «умная» технология проникает в еврейский мир? Возможно, это выглядит заманчиво: кредитная карта, которая автоматически отвергает ваш платеж, если в сделке есть нарушение запрета рибит; печатный станок, выдающий «критическую ошибку», если на нем пытаются напечатать книгу, не получившую одобрения рава; мобильный телефон, который включает предупредительную сирену, если вы берете в руки некошерный продукт…
Где же все-таки пролегает граница, за которую мы не хотим допускать ничего с приставкой «смарт»? Видимо, там, где человек и предмет меняются местами. Мы создаем вещи для того, чтобы они были нам полезны и использовались в соответствии с необходимостью, которая диктуется нашим разумом. Нашим — а не искусственным.
Человеку была дана такая великая вещь, как свобода выбора. Свобода выбрать кошерную еду, свобода не взять в руки неподходящую для чтения книгу, свобода пройти мимо короткого платья — при кажущейся малости всех этих выборов, они чрезвычайно важны, ведь именно из таких микро-решений и состоит день каждого из нас. Каждое из этих решений строит нашу личность, и мы не хотим отказываться от них.
Мы не хотим, чтобы вещи диктовали нам, что делать. Мы, евреи, уже знаем, как жить правильно, потому что Тора дала нам 613 очень полезных инструментов, с помощью которых мы прокладываем себе пути и которыми руководствуемся в принятии решений. Мы можем быть уверены в своих путях, если они основаны не на искусственном интеллекте, а на интеллекте Б-жественном, а значит — вечном и непреложном.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»