Темы: Недельная глава, Эмор, Счет Омера, Рав Бенцион Зильбер, Самосовершенствование
Говоря о празднике Песах, Тора предписывает евреям, находящимся в стране Израиля, назавтра после первого дня праздника Песах приносить в Храм омер (определенную меру зерна) от нового урожая ячменя и в этот же день начинать отсчет пятидесяти дней, которые приводят нас к празднику Шавуот, празднику дарования Торы: «И сочтите себе от другого дня после покоя, со дня принесения вами омера проведения, семь недель; полными будут они» (Ваикра, 23:15). На пятидесятый день, в праздник Шавуот, нам предписано принести еще одно хлебное приношение, но уже от нового урожая пшеницы: «До следующего дня после седьмой недели сочтите — пятьдесят дней; и принесите новое хлебное приношение Г-споду» (23:16).
Сейчас мы находимся как раз в периоде счета омера — так называется счет дней между праздниками Песах и Шавуот. В чем его смысл? Сефер а-хинух объясняет: цель исхода из Египта (который мы празднуем в Песах) — получение Торы (которое мы празднуем в Шавуот). Именно это сказал Всевышний Моше в Египте: когда выведешь евреев, будете служить Б-гу у этой горы. Вот мы и считаем дни до достижения этой цели.
Что ж, понятно. Но почему мы считаем именно так: день прошел, два дня прошло, три дня прошло и т.д., а не наоборот, как обычно считают люди, которые ждут наступления какого-то события. Привычнее было бы именно так, как мы видим, скажем, на предвыборных плакатах, да будут разделены эти вещи: до выборов осталось двадцать дней, до выборов осталось десять дней…
На этот вопрос рав Пинкус отвечает: потому что это — время духовной подготовки. Когда человек строит десятиэтажный дом, он не говорит: осталось три этажа, осталось два этажа… Он говорит: я построил уже пять этажей, построил шесть этажей… К получению Торы надо прийти в определенном состоянии, поэтому мы считаем, сколько нами уже «построено», по крайней мере — сколько должно быть построено.
И, наконец, что представляет собой эта подготовка? Подготовка к получению Торы — это работа над своими душевными качествами, ибо, как известно, «дерех эрец кадма ле-Тора» — «достойное поведение предшествует Торе». Не случайно в эти пятьдесят дней мы занимаемся изучением Пиркей авот — Поучений отцов. Основная мысль этих мишнает — моральное совершенствование человека.
Правда, говорит Сефер а-хинух, если это так, то почему мы не приступаем к счету немедленно, в первый же день Песах? Мы приступаем к счету, т.е. к подготовке, только во второй день, потому что в первый полностью сосредотачиваемся на воспоминании об Исходе и всякая другая мысль будет нас отвлекать.
Для того чтобы связать заповедь счета с чем-то определенным, нам предписано во второй день праздника выполнить приношение омера, т.е. принести в Храм меру ячменя нового урожая. Как известно, ячмень — пища для животных, и это символизирует наш духовный уровень в начале подготовки. Спустя семь недель мы приносим в Храм два хлеба из пшеницы нового урожая, и это — символ нашего духовного восхождения по ступеням сорока девяти дней счета омера.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эрец-Исраэль находилась буквально под носом у евреев, вышедших из Египта. Однако они предпочли остаться в пустыне.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Кем-кем, а глупцом Корах не был. Что заставило уважаемого человека из хорошей семьи организовать бунт против лидеров еврейского народа?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Корах принял решение выступить против Моше-рабейну после того, как был закончен подсчет сыновей Израиля и распределение их по лагерям-«знаменам».