Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материал из ежеденельной рассылки

В субботу Песаха читают «Шир а-ширим» («Песню песней»). В этом эмоционально насыщенном произведении красочно демонстрируется связь между Всевышним и народом Израиля. Вот что по этому поводу писал мой отец, рав Ицхак Зильбер, благословенной памяти:

В «Песне песней» отношение между Б-гом и еврейским народом образно представлено в виде чистой дружбы юноши и девушки, которые даже в разлуке остаются верными друг другу. Девушка — это еврейский народ, а ее избранный — Творец и Правитель мира. Многие уговаривают девушку: зачем ты ждешь своего любимого, он тебя давно бросил и забыл. «Чем твой друг лучше других?» (Песнь Песней 5:9). «Куда ушел твой друг, красивейшая из женщин?» (6:2). Многие уговаривают евреев: забудьте про Единого Б-га, оставьте ваши законы, ведите себя как все остальные. У вас так много талантов, а принадлежность к еврейской вере лишь мешает вам. Ответ народа: «Заклинаю вас… когда найдете моего друга, скажите ему, что больна я любовью» (5:8). «Я принадлежу моему другу, а мои друг мне» (6:3).

В ТАНАХе отношения Всевышнего и евреев сравниваются то с отношениями между отцом и сыном, то с отношениями между женихом и невестой. Главное отличие последней модели — прямая зависимость между теплотой отношений девушки к парню и ответной реакцией. Чем больший интерес проявляет жених к невесте, тем большую теплоту она испытывает по отношению к жениху. Между Б-гом и евреями испокон веков существовала непрерывная связь. Однако тот факт, что она ведется согласно модели «жених и невеста», подчеркивает взаимность. Отношение Всевышнего к нам напрямую зависит от нашего отношения к Творцу. Когда мы верны Всевышнему во всех ситуациях, как радостных так и грустных, аналогичную верность проявляет и Он к нам. В «Песне песней» приводятся два варианта наблюдени я Б-га за народом Израиля, более и менее тщательный: «(Он) заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку» (Песнь песней 2:9).

Близость Всевышнего к нам — величина непостоянная. Во времена Храма близость проявлялась сильнее, в изгнании — слабее. Но следует помнить, что пристальное слежение Всевышнего за происходящим с еврейским народом, его тяготами и проблемами — непосредственный результат нашего отношения к Нему. Именно в наших силах сделать так, чтобы Творец наблюдал за народом Израиля более пристально. Именно мы, следуя Его повелениям и желаниям, можем усилить Его близость к нам.

 

 

 


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.