Темы: Йосеф, Ваехи, Недельная глава, Яаков, Эфраим, Рав Бенцион Зильбер, Двенадцать колен Израиля, Менаше
В нашей главе Вайехи Тора рассказывает, как Яаков благословляет своих внуков, сыновей Йосефа, Эфраима и Менаше:
«И взял Йосеф обоих: Эфраима в правую свою руку, к левой Исраэля, и Менаше в свою левую, к правой Исраэля, и подвёл к нему. И простёр Исраэль правую руку свою, и положил на голову Эфраима, хотя он младший, а левую на голову Менаше; умышленно положил он так руки свои, хотя Менаше был первенцем… И увидел Йосеф, что отец его положил правую руку свою на голову Эфраима; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы свести её с головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф отцу своему: не так, отец мой, ибо этот первенец; клади правую руку твою на его голову. И не согласился отец его, и сказал: знаю, сын мой, знаю. Он также станет народом, он также будет велик, но брат его младший будет больше его, и (славой) его потомства наполнятся все народы. И благословил он их в тот день, говоря: тобою будет благ ословлять Исраэль, говоря: Да сделает тебя Б-г как Эфраим и как Менаше! И он поставил Эфраима перед Менаше» (Бэрейшит 49, 13-20).
Попытаемся понять, почему «тобою будет благословлять Исраэль». Почему евреи будут благословлять ими своих детей? Что особенного есть в Эфраиме и Менаше, из-за чего каждый еврей желает, чтобы его дети были подобны им?
Известно, что влияние среды на каждого человека велико, и особенно — на детей. Эфраим и Менаше родились в Египте, воспитывались в Египте, не знали вначале своего деда и дядей, но, несмотря на это, остались верными внуками Яакова, достойными продолжателями его пути. Вот эта стойкость, способность не поддаваться влиянию среды — настолько великое качество, что каждый еврей благословляет своих детей: да останетесь вы верными евреями, в какой бы среде ни пришлось оказаться. Почему Яаков благословляет Эфраима прежде Менаше? Ведь Менаше был первенцем, «основное» благословение полагалось ему. И он был праведником. Почему же благословение «правой руки» досталось младшему брату?
Их пути в жизни были разными. Менаше, первенец, был управителем при Йосефе, помогал отцу управлять делами государства. Конечно, при этом он соблюдал мицвот и изучал Тору. Младший же, Эфраим, никогда «не покидал шатра Торы», занимался лишь изучением Торы. Как пишет Раши, он постоянно находился возле Яакова-авину и учил [Тору из его уст].
Кому из них полагается большее благословение? По мнению Йосефа — Менаше. Прежде всего, потому, что он первенец. Но есть и дополнительные соображения. Легко быть праведником, оставаясь в шатре Торы, под сенью великого деда — лучшего из всех возможных учителей. Сложнее оставаться праведником, будучи погружённым в дела «большого мира», да ещё такие сложные, как управление государством. А Менаше сочетает это: успешно работая на таком посту, он исполнен страха перед Небесами. Это — освящение Имени Всевышнего, пример подражания для многих.
Почему же Яаков отдаёт это благословение Эфраиму? Конечно, Яаков понимает, насколько важное дело делает Менаше, насколько его опыт превосходит опыт брата. И всё же «брат его младший будет больше его, и (славой) его потомства наполнятся все народы». Даже не сейчас — в будущем.
В чём залог того, что у еврейского народа есть будущее? В чём духовная сила еврейского народа? Как обеспечивается в нём преемственность поколений, непрерывность «золотой цепи»? Сила — в укреплении центров Торы, в полной преданности Торе.
Еврейская история свидетельствует: там, где эти центры процветали, евреи, несмотря на все невзгоды и страдания, продолжали свой путь, не прерывали золотую цепь. А где центры Торы ослабевали — евреи постепенно ассимилировались.
Сохранение еврейства возможно только на пути полной самоотдачи Торе. Этим путём идёт Эфраим. Поэтому Эфраим выше Менаше, и главное благословение полагается ему. Ведь если, не дай Б-г, исчезнет путь Эфраима, станет невозможен и путь Менаше…
Разберём подробнее стихи 17-20. Когда Йосеф привёл сыновей к Яакову, он поставил Эфраима справа от себя так, чтобы тот оказался по левую руку от Яакова, а Менаше слева от себя — по правую руку Яакова. Яаков же скрестил руки, положив правую на голову Менаше, а левую на голову Эфраима.
Йосеф подумал: отец не видит, где Менаше и где Эфраим (сказано: «И глаза Исраэля помутнели от старости: не мог он видеть», Бэрейшит 48, 10). Он, конечно, думает, что Менаше, как это было бы естественно, стоит справа от меня, поскольку он первенец, а Эфраим слева. Поэтому отец и скрестил руки. Йосеф пытается поправить отца: «И взял он руку отца своего, чтобы свести её с головы Эфраима на голову Менаше. И сказал Йосеф отцу своему: не так, отец мой, ибо этот — первенец; клади правую руку твою на его голову». Но Яаков не принимает «исправления», предложенного Йосефом. Он отвечает: «Знаю, сын мой, знаю».
Почему Яаков произносит это слово два раза? Первое «знаю» означает: «Я знаю, сын мой, кто передо мной, знаю, где Менаше, а где Эфраим». Т.е., я знаю то, что знаешь ты. Второе «знаю» означает: но я знаю и то, чего ты не знаешь. Ты не знаешь, что произойдёт в будущем. Моё благословение — пророческое, о будущих поколениях. Менаше «также станет народом, он также будет велик». Из его рода тоже выйдут великие люди. От него произойдёт Гидон, который с тремя сотнями воинов выступит против многотысячного войска мидьянитян и победит. Но брат его, Эфраим, будет более велик, и слухом о его потомстве наполнятся все народы. От него произойдёт Йеошуа, который примет Тору от Моше, завоюет Эрец-Исраэль и остановит солнце в Гивоне. И все народы узнают об этом.
Иногда, когда мы приходим к раввину за советом, нам кажется, что в своём совете он не учёл тот или иной момент, предложил решение, не зная тех или иных обстоятельств. А позже оказывается, что он знал всё, что знали и мы. Но, кроме этого, знал что-то, чего мы не знали…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.