Из цикла «Царица Суббота и ее подданные», темы: Чтение для детей, Рассказы
В давние времена жил один охотник. Мнил он о себе невесть что и так уверенно бахвалился перед людьми, что они поверили, будто и впрямь наделен он необычайными свойствами, и стали обращаться к нему за советами по всяким поводам. Если совет помогал, похвалялся охотник, что получил его от самого Б-га, а если вредил — сваливал вину на того, кто к нему обращался. «Совет-то мой был хорош, — говаривал он, — да ты меня неверно понял, вот и не пошел он впрок».
Однажды отправился охотник в лес и расставил сети на птиц. Вскоре попалась в них красивая птичка. Она умела разговаривать человеческим языком и сказала охотнику так:
— Ты поймал меня, о, великий охотник. Но зачем я тебе? Что толку в птичке-невеличке? Продашь меня — много не выручишь, сам съешь — убедишься, что мясо мое не очень-то вкусное. Если же надумал ты посадить меня в клетку и выставить напоказ, то, клянусь, я опозорю тебя перед всеми людьми. Расскажу им, какой ты хвастун. А воры придут — покажу, где ты прячешь свое богатство. Зато, если ты отпустишь меня на волю, позволишь вернуться в далекий край, откуда я прилетела, я дам тебе три совета, которые пригодятся тебе на все случаи жизни.
Охотник, как вам уже известно, очень гордился своим мнимым умением давать людям советы, так что птичка задела его за живое.
Желая проверить ее мудрость, он сказал:
— Ладно, будь по-твоему. Отпущу тебя на волю, но сначала дай мне свои хорошие советы. На это мудрая птичка ответила:
— А что, если ты меня обманешь? Я раскрою тебе мои секреты, а ты возьмешь да и не отпустишь меня. Нет уж, сначала поклянись, что сдержишь свое слово.
Охотник поклялся.
Тогда птичка сказала:
— Садись под дерево и слушай мои наставления, которые тебе пригодятся на всю жизнь. Во-первых, запомни: никогда не старайся вернуть упущенного, как бы тебе того ни хотелось. Что упущено, то пропало. Во-вторых, если станут тебе рассказывать всякие небылицы, не верь в них — только дураки на них падки. И, в-третьих, не берись за непосильное дело — добром это не кончится.
Выслушал охотник все наставления и подумал про себя: «А птичка-то и впрямь не глупа!» И решил он еще поднабраться от нее мудрости.
— А не знаешь ли ты и другие секреты? — спросил он. — Не поучишь ли меня еще уму-разуму?
— Знаю я еще одну мудрость, — ответила птичка, — но сначала ты выполни свое обещание, отпусти меня на волю, а уж тогда я тебе раскрою секрет.
Охотник так и сделал. Взмахнув крылышками, вылетела птичка из сетей и, усевшись на самой верхней ветке, сказала:
— Глупый ты человек! Дал мне улететь, а у птиц моей породы в сердце спрятаны редчайшие драгоценности! Даже в царской короне таких нет.
И птичка весело защебетала, насмехаясь над чванливым охотником.
Вы, конечно, представляете себе, в какую ярость пришел охотник, упустив такую добычу. Он полез на дерево, добрался до нижней ветки, стал карабкаться дальше, чтобы снова поймать птичку, но сорвался и, падая, сломал ногу. Охая от боли, он едва встал.
А птичка засмеялась и сказала:
— Вот видишь, как я была права! Говорила же тебе: упущенного не вернуть, и не старайся. А ты, выпустив меня из сетей, решил поймать снова. Во-вторых, предупреждала я тебя: не верь небылицам. А ты, глупец, поверил, что в сердце у меня спрятан клад. Да это же сущая небылица! Б-г никогда не создавал ничего подобного. И в-третьих, я тебя предостерегала: не берись за непосильное дело. А ты полез на дерево. Ты же всего лишь человек, и место твое на земле. Стоит тебе от нее оторваться — и нет в тебе силы. А ты решил взобраться на недоступную тебе высоту, да еще птичку поймать! Ведь только для птиц Б-г проложил небесные пути.
И, взмахнув крыльями, улетела птичка далеко-далеко, оставив охотника наедине с его думами.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»