Темы: Цдуким, Гер, Шавуот, Рут, Устная Тора, Рав Бенцион Зильбер, Моав, Амон
Книга Рут написана пророком Шмуэлем и содержит историю моавитянки Рут, нееврейки, принявшей иудаизм и в браке с евреем Боазом ставшей матерью династии наших царей. Рут – прабабушка царя Давида.
Мы не анализируем здесь, за что Рут удостоилась такой чести, это – отдельная тема. Нас интересует, почему такова была воля Небес, чтобы прабабушкой еврейского царя стала моавитянка. Почему Всевышний выбрал для царской династии в народе Израиля, законы которого очень серьезно относятся к происхождению, именно такую родословную? Этот вопрос связан с другим: почему Книгу Рут читают в Шавуот, День дарования Торы?
Прежде чем ответить на эти вопросы и объяснить связь между ними, которая кажется несколько неожиданной, скажем несколько слов о народе Моава, из которого вышла Рут. Сказано в Торе: «Не войдет амонитянин и моавитянин в общину Г-спода» (Дварим, 23:4). А это значит, что браки евреев с представителями этих народов, присоединение к еврейскому народу закрыто для них навсегда. Почему? Ведь Амон и Моав не были такими злодеями, как Эдом, потомком которого является ненавидящий евреев Амалек, не были так испорчены и не угнетали нас так, как египтяне, однако именно их мы должны безоговорочно сторониться. За что? «За то, что не встретили они вас хлебом и водою на пути, когда вы вышли из Египта» (Дварим, 23:4). И всего-то? Они не напали на евреев, не прибегли к оружию, не затеяли войну, никого не убили. Не угостили прохожих? Так, может быть, им это было не по средствам? Правда, нанять пророка Билама, чтобы тот проклял весь еврейский народ, им оказалось п о карману! Если говорить коротко (поскольку и это — не наша! тема), один проступок усугубляет другой, а за ними последовали и еще более тяжелые прегрешения.
Рут – прямой потомок Балака, царя Моава, того самого, что обратился к Биламу. И она-то стала прабабушкой Давида!
Странно. Во всех случаях, когда у нас есть выбор, мы выбираем вещь, качество которой для нас несомненно. Особенно там, где речь идет о соответствии алахическим законам, так сказать, «кашерности». По еврейским законам, царь должен вести народ по пути Торы. Он должен быть не просто евреем, а праведным евреем. А тут что же? Тем более что с моавитянами запрещено вступать в брак! В Торе прямо так и сказано. Один из персонажей Книги Рут, когда ему предложили жениться на Рут, ответил: «Боюсь, как бы не испортить мое наследие». Так неужели Давид появился на свет в результате нарушения закона Торы?! И этого пожелал сам Б-г? И велел помазать его на царство?
Приведу толкование, которое я слышал от отца, рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, а он, как мне помнится, приводил его от имени рава Элияу-Акивы Рабиновича, редактора одного из первых религиозных журналов «А-пелес», выходившего в позапрошлом веке.
Толкование такое. Как мы знаем, у горы Синай еврейский народ получил и Письменную, и Устную Тору. Если пользоваться сравнением рава Шимшона-Рефаэля Гирша, Устная и Письменная Тора соотносятся, как лекция и ее краткая запись, конспект. Тому, кто не слышал лекции, трудно понять содержание конспекта. Только глубокое ипостоянное изучение Устной Торы позволяет нам делать правильные заключения из Торы Письменной.
Устная Тора – основная сила, духовный стержень еврейского народа. Во все времена знатоки Торы были для евреев наставниками и руководителями. Сотни лет до того, как евреи поставили над собой царя, ими руководили духовные авторитеты, судьи и пророки. Тора предписывает евреям в каждом поколении поступать согласно мнению мудрецов. Подчиняться мнению мудрецов – серьезное испытание для царя и для людей, принадлежащих к высшим слоям общества. Не все и не всегда соглашались с этим. Так, во времена Второго Храма, во второй половине этого периода, в иудаизме возникло течение саддукеев (цдоким), которые требовали буквального понимания Письменной Торы, без соотнесения ее с Устной Торой, что приводило к серьезным искажениям ее законов. Проистекало это требование, по мнению наших мудрецов, не из «теоретических» религиозных соображений, а из общественно-политических. Недаром течение это просуществовало лишь до захвата Иудеи римлянами. После разрушения Второго Храма мы больше о саддукеях не слышим.
Вернемся к происхождению Давида. Если буквально следовать Письменной Торе, приведенному выше стиху из «Дварим» («Не войдет амонитянин и моавитянин в общину Г-спода»), то к происхождению Давида можно предъявить серьезные претензии. Устная Тора, анализируя этот стих, объясняет, что запрет на браки с представителями Амона и Моава распространяется только на мужчин. Нельзя выходить замуж за амонитян и моавитян. Жениться на амонитянках и моавитянках можно. Так что в браке Боаза и Рут нет нарушения алахи.
Таким образом, права Давида и его потомков на трон имеют своей основой авторитет Устной Торы. У них был особый стимул не пренебрегать ею. Потомки Давида были лично заинтересованы в том, чтобы евреи воспринимали единство Устной и Письменной Торы глубоко и серьезно. От этого зависело отношение народа к царской династии. Среди царей дома Давида были люди с разными достоинствами и недостатками. Но от одного прегрешения они были избавлены – от умаления авторитета мудрецов. Поддайся кто-нибудь из них искушению подвергнуть сомнению Устную Тору, он мог бы услышать в ответ: «Прежде сойди с трона…» Так что своеобразное происхождение помогало им выполнять их царские обязанности, которые, как мы уже говорили, заключались в том, чтобы вести еврейский народ по пути Торы.
Таково одно из объяснений, почему волей Небес наш царский дом берет свое начало от моавитянки. И это же объясняет, почему мы читаем Книгу Рут в День дарования Торы. Чтобы хорошо осознать, что Письменная и Устная Тора – это одно целое, что они неразрывны и не могут существовать одна без другой.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Хафец Хаим
Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Ицхак Зеев Соловейчик
Рав из Бриска родился в 1886 г. и скончался в 1959 г. Несмотря на то, что его письмо было составлено в начале прошлого века, оно не потеряло своей актуальности.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Йосеф был наказан за недостаточно глубокую веру в Творца. Он пытался собственными силами позаботиться о завтрашнем дне.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Колышек, воткнутый в землю, подобен человеку, который делает выбор: полагаться ли на свои силы или обратиться к Творцу?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Журнал «Мир Торы»
Врата молитвы
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Исполнение заповедей является залогом спокойной жизни в Эрец-Исраэль. Седьмой год подтверждает это правило.
Газета «аШавуа»
Мы продолжаем публикацию серии интервью с раввинами северных израильских городов.
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Для исправления человеческого сердца существует только один путь и одно средство: это добрые и правильные дела, которые совершаются вначале с принуждением (по отношению к самому себе), хотя и с предварительным согласием (на это принуждение).