Из цикла «О «кантонистском проекте» и его последствиях», темы: Христианство, Ассимиляция, Антисемитизм, Армия, Еврейская история, Черта оседлости, Кантонисты, Рав Йосеф Менделевич, Россия
Уже со времен Петра I солдатских сирот брали на воспитание в военные школы. Если смотреть на эту практику издалека, из нашей с вами эпохи, то это выглядит как помощь семье героя — явление в высшей степени позитивное: выйдя из своего села, темный и безграмотный крестьянский сын попадал в мир просвещения, у него появлялся шанс стать образованным человеком. Да и кто из нас в детстве не мечтал попасть в суворовское училище?
В 1827 году царь Николай I издал указ о мобилизации еврейских детей, не достигших тринадцатилетнего возраста, в русскую армию. Этот указ был издан одновременно с Законом о всеобщей воинской повинности, по которому в армию начали брать независимо от вероисповедания, но с учетом запросов каждой религии. Например, если в районе несения службы находилось 300 солдат-евреев, им разрешалось организовать себе синагогу и пригласить раввина на казенную должность. В итоге, во многих местах до сих пор сохранились бывшие солдатские синагоги. В частности, долгое время действовала синагога в Кронштадтской крепости.
Рекрутированных детей было предписано направлять в батальоны кантонистов, после чего большинство из них попадало в специальные школы кантонистов, а некоторых определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах не засчитывались в срок военной службы — лишь по достижении 18-летнего возраста кантонист начинал свою службу, которая продолжалась 25 лет. Служили кантонисты как на нестроевых должностях военного и морского ведомств (писари, фельдшеры, вахтеры и т.д.), так и в боевых частях армии.
Некоторых оставляли в кантонистских школах в качестве преподавателей.
Чем же был столь плох этот указ? Он был нестерпимо плох по целому ряду причин. Во-первых, на детей нормы Закона о всеобщей воинской повинности, хоть в какой-то степени учитывающие их религиозные особенности, не распространялись. Во-вторых, для крестьянского сына попасть в школу военных кантонистов было счастьем. Для еврейского мальчика — горем. Еврейский мальчик не знал русского языка и не понимал, что от него требуют. Будучи вырванным из привычной среды, он попадал в мир, весь уклад которого, столь хорошо знакомый крестьянскому мальчику, был ему чужд.
Кроме того, указ дискриминировал евреев. Если для христианского населения призывная квота составляла 7 человек с тысячи мужчин раз в два года, то для еврейских общин квота была 10 человек с тысячи, причем ежегодно. За налоговые недоплаты, за членовредительство и за побеги призывников общинам увеличивали квоты. В частности, за каждого беглого рекрута нужно было дать двух новых.
Преследовал ли сам российский самодержец, ставя еврейских детей под ружье, задачу насильственного обращения евреев в христианство? У нас нет документов, из которых это бы явно следовало. И более того, насильственное крещение противоречит догматам христианской религии. Тем не менее, казуистика, как метод разрешения противоречий между догматами и поставленными задачами, изобретена давным-давно — ее начали применять задолго до того, как власть в России стала советской. Сохранилась тщательно продуманная инструкция, составленная главным священником армии, о том, как привлекать еврейских детей в христианство. В частности, рекомендовалось водить их в церкви, дабы они поразились великолепию убранства. Была и другая инструкция, согласно которой требовалось приглашать еврейских рекрутов на беседы в офицерские дома: мальчики приходили, садились, пили чай с печеньем, а офицер вел с ними беседы о преимуществах христианской веры.
Активно применялся и другой метод «увещевания» — сугубо материалистический, без диспутов и миссионерских приемов. Кантонистам, отказывавшимся принять христианскую веру, объясняли, что они, упорствуя, попросту лишают возможности сделать карьеру. Те кантонисты, которые оставались верны еврейству, не допускались в военные училища для получения профессии, не могли стать фельдшерами или топографами, их нельзя было производить в унтерофицеры.
Все вышесказанное зафиксировано в письменных документах. Но практика была куда более жестокой. Наиболее подходящим временем для обращения мальчиков в христианство были самые первые месяцы: насильно мобилизованные дети, которых гнали по этапу к месту дальнейшей учебы и работы, с трудом привыкали к новым условиям — по большому счету, нечеловеческим. В это время «дядьки», приставленные к детям для конвоя и наблюдения, сами сверху никем не контролировались и творили сущий произвол. Печальную известность приобрело описание встречи с этапом кантонистов из романа А.Герцена «Былое и Думы»:
— Куда их ведете?
Дядька сказал:
— Известное дело, в Могилевскую губернию, — и показал пальцем в землю.
Мальчиков подвергали телесным наказаниям, часто без всякой причины, их морили голодом, забивали до смерти и бросали по дороге их оледеневшие трупики. И некоторые ломались, и принимали христианство, чтобы выжить.
Кошмар продолжался и с приходом в «школу военных кантонистов», где новоприбывших ждало продолжение насилия и произвола, причем главными гонителями теперь становились мальчики постарше, которых успели сломать чуть раньше — это известный психологический эффект.
Однако тот, кто выжил и сумел вытерпеть первые три-четыре месяца издевательств, начинал привыкать. Еврейский народ недаром называют «ам сгула» — мы умеем приспособиться. И вот, глядишь, мальчик выучился русскому языку, и умная еврейская головка уловила законы арифметики, и вот он уже даже замещает напившегося учителя, и вместе с другими такими же ребятами начинает противодействовать выкрестам.
Вот почему Николай I в 1840е годы начинает требовать от православного духовенства отчитываться о темпах перехода евреев в христианство. И получает от них неутешительные рапорты.
По отчетам Духовного синода, из 75000 схваченных еврейских мальчиков, лишь треть «согласилась» креститься. Еврейские дети победили Николая Первого! Каковы причины этой победы? Прежде всего — мужество детей, многие из которых приняли мученическую смерть, но не крестились.
Второй фактор — это поддержка со стороны еврейских солдат, служивших рядом. В воскресенье все дети получали увольнительные в город и шли к «своим». Поскольку «все евреи ответственны друг за друга», начинала действовать еврейская солидарность, кантонистов принимали в семьях, им помогали местные общины.
Третья причина: остаться евреями многим кантонистам помогло российское разгильдяйство: как прикрикнет царь — военные и церковные власти сразу же начинали компанию по охмурению, а пройдет гроза, как все погружается в рутину и давление ослабевает.
Четвертая причина состоит в том, что русская армия попросту не была предназначена для того, чтобы насильно насаждать православие и переделывать евреев в ассимилированных граждан империи. Не случайно на следующий год после смерти Николая и восшествия на престол его сына Александра II высочайшим указом был отменен набор еврейских детей в кантонисты. И сделано это было вовсе не по гуманитарным соображениям, а «из-за нецелесообразности и отсутствия средств».
Однако призванные в николаевскую эпоху еврейские рекруты продолжали служить в кантонистах до 18, а дальше их ждали четверть века кадровой службы. И хотя, по большому счету, Николаю не удалось окрестить даже половину всех призванных в армию евреев, «программа-минимум» была реализована: 75000 еврейских детей были оторваны от еврейского народа. Даже не приняв христианство, они лишались возможности жить как евреи. В результате в Российской Империи сложилась и начала стремительно расти группа секулярных евреев, потому что лишь малая часть кантонистов возвращалась после службы в общину, к традиционному образу жизни, а большинство уходило навсегда.
В истории российских кантонистов наиболее ярко проявилось ужасающее положение, в котором находились евреи империи: элементарное пренебрежение к человеческому достоинству, бесправие, издевательства, тупость и произвол чиновников и животная ненависть ко всему еврейскому.
Во второй части моего краткого очерка о кантонистах будет рассказано о реакции еврейских общин на царский Указ 1827 года, о противодействии властям и сотрудничестве с ними. Это потребует отдельной статьи.
Продолжение следует
Из журнала Мир Торы
От автора: подробно обо всех затронутых и незатронутых в данном тексте аспектах обсуждаемой темы (а этих аспектов действительно много) вы можете прочитать в моей книге «Кантонисты», изданной в рамках «Библиотеки Офер» и распространяемой издательством «Гешарим» / «Мосты культуры». Существует и ивритоязычный вариант этой книги — более полный.
От редакции: Рав Йосеф Менделевич — один из самых известных активистов еврейского движения в СССР. Боролся за право евреев на репатриацию в Израиль. В 1981 году, в результате давления международного сообщества на советское правительство, рав Менделевич был лишен советского гражданства и выдворен из СССР. В Израиле получил раввинское образование и ученую степень. Принимал активное участие в религиознополитической деятельности. В настоящее время преподает Талмуд в иерусалимской ешиве «Махон Меир».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»