Темы: Цель творения, Недельная глава, Берешит, Сотворение мира, Рав Бенцион Зильбер
Первые страницы Пятикнижия, первая глава его первой книги «Берешит» (книги Пятикнижия носят названия по названиям их первой главы), рассказывают нам о сотворении мира и человека. Начинается Тора словами «Бе-решит бара Элоким» (Берешит, 1:1). Обычно их переводят как «В начале Б-г сотворил…». Но, замечает выдающийся комментатор Торы и Талмуда Раши (раби Шломо Ицхаки, 1040 — 1105, Франция), если стих имеет в виду «вначале» как наречие, в смысле — «сначала», то почему не сказано «бе-ришона»? Почему грамматическая форма указывает нам на некое «начало», которое можно понимать и как намек на какую-то основу, какую-то главную цель, тем более что предлог «бе» означает также и «для» или «ради» чего-то?
Талмуд приводит слова раби Ханины бар Папы (IV в., Вавилон), которые указывают нам, в каком направлении следует искать ответ на этот вопрос. В грядущие времена, говорит раби Ханина, мир предстанет перед судом Всевышнего. Всевышний выйдет к народам со свитком Торы и скажет: «Кто занимался ею, пусть придет и получит плату». Явятся все народы. Пусть, скажет Всевышний, каждый народ подходит по отдельности со своими мудрецами.
Самый значительный народ — римляне — подойдет первым. Народы Рима заявят: «Мы построили множество рынков и бань, собрали много золота и серебра. Мы делали это, чтобы евреи могли заниматься Торой». «Вздор, — ответит им Всевышний. — Все, что вы делали, вы делали ради себя».
Вторыми подойдут персы. Мы, скажут они, построили множество мостов, вели множество войн, захватили множество провинций и создали огромную империю. Мы делали это, чтобы евреи могли заниматься Торой.
Другие народы в этом рассказе по отдельности не упоминаются, но и они подойдут, скажут нечто подобное и получат от Всевышнего тот же ответ: «Вздор! Вы делали это ради самих себя».
Непонятно. Время, которое мы называем грядущим, — это время, когда весь мир исполнится знанием Б-га. И вот народы держат ответ перед Б-гом, ясно сознают это — и при этом решаются на явную ложь? Как это возможно? Ведь они знают, что Б-гу известна правда! И что еще интереснее — Всевышний не говорит им: «Ложь!», Он говорит: «Вздор! Глупости!»
Рав Ицхак-Зеев Соловейчик (известен также как Брискер Ров, 1886—1959, Воложин — Иерусалим) объясняет, почему Всевышний не обвиняет народы во лжи, а опровергает их заявления как глупость. Потому что, в сущности, утверждения этих народов — не ложь. Все, что создано в этом мире, и все, что происходит в этом мире, действительно имеет главной целью изучение евреями Торы. И если есть в действиях народов какая-то польза, то она и в самом деле такая, как они и говорят. Другое дело, что, совершая свои действия, они отнюдь не имели столь высоких намерений, так что и награды никакой им не полагается. Потому-то Всевышний и называет их не лжецами, а глупцами. Об этом пишет великий мудрец Торы Рамбам (раби Моше бен Маймон, или Маймонид, 1135—1204, Испания — Египет) в предисловии к комментарию к Мишне. Всякая вещь в этом мире, говорит он, для чего-то предназначена. Причем, заметьте, это не всегда совпадает с тем, каким человеку видится ее практическое назначение. Если кто-то пашет землю, то, что бы он сам ни думал о своих целях, его труды, может быть, обеспечат кому-то возможность изучать Тору. В сущности, так или иначе, но всякий труженик может радоваться, что объективно служит высоким целям.
Однако, как известно, не всем приходится работать для пропитания. Чем же «полезен» бездеятельный богач, который своими руками не делает ничего? Чему служит его существование? А богач, например, велит своим рабам построить дворец или насадить виноградник, и может случиться так, что когда-нибудь в стенах дворца праведник найдет убежище от смерти, а на основе вина из выращенных в винограднике ягод приготовят лекарство для достойного человека, которого укусила змея… Брискер ров, говоря о происходящем уже в его время, утверждал, что железная дорога Петербург — Берлин существует для того, чтобы ешиботнику легче было приехать в Воложин в ешиву, а существование Транссибирской магистрали оправдано спасением бней-Тора в начале Второй мировой войны (в частности, ешивы «Мир», добравшейся по ней до Японии), иначе не понять, зачем вложили столько сил в дорогу, которая используется отнюдь не в соответствии с этими усилиями. Все дело в том, насколько мы сознаем эту целенаправленность бытия…
Мы не в состоянии расшифровать всю подоплеку существующего и совершающегося в мире. Подлинные расчеты и цели, стоящие за действиями, поступками и событиями, их сочетаниями и комбинациями, станут нам известны только в будущем мире. Но что касается первых слов Торы, то объясняют мудрецы: «бе-решит» — ради Торы, названной «решит», началом Его пути, и ради Израиля, названного «решит», начатком Его плодов, Б-г сотворил мир.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего