Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.

«И сказал Г-сподь Моше так: Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы делали себе кисти на углах своих одежд во [всех] своих поколениях и вставляли в кисть на углу голубую нить. И будет она у вас кистью, чтобы вы видели ее и вспоминали все заповеди Г-спода и исполняли их, и не следовали за вашим сердцем и вашими глазами, за которыми вы блудно следуете. Чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди и были святы для вашего Б-га» (Бемидбар, 15:37-40). Так сформулирована в главе заповедь о цицит — одна из заповедей о предметах, назначение которых — напоминать нам о нашей связи с Творцом. Талмуд называет семь таких предметов: головной тфилин, ручной тфилин, мезуза (всего — три) и цицит (четыре — по одной кисти на каждый из четырех углов одежды). Царь Давид в псалме говорит: «Семикратно в день прославляю Тебя за законы правды Твоей» (119:164). А Талмуд в трактате «Менахот», 43 б, в связи с этой темой указывает: евреи любимы, и Б-г окружает их заповедями.

Кисти эти называются цицит, потому что нити их свисают как пряди (цицит) волос, и их назначение, как объясняет заповедь, — быть у нас в поле зрения. Мидраш говорит: видение приводит к вспоминанию (о заповедях Всевышнего), вспоминание приводит к действию, т.е. к выполнению заповедей. Причем цицит напоминают нам обо всех заповедях в целом, что подтверждается числовым значением (гиматрией) слова «цицит» — шестьсот. К этой цифре, объясняет Раши, мы добавляем восемь (по числу нитей в каждой кисти) и пять (по числу узлов на каждой из нитей) и получаем число шестьсот тринадцать, соответствующее числу заповедей Торы.

Анализируя заповедь, мы видим, что она выполняется при определенном условии — если человек носит одежду с четырьмя прямыми углами. Если это условие не соблюдено, обязанности прикреплять к одежде цицит у нас нет. У обычной одежды в наше время четырех углов нет. Для того чтобы иметь возможность выполнить эту заповедь, мужчины-евреи надевают специальную четырехугольную накидку, которая называется талит. Ее надевают во время утренней молитвы. Кроме того, принято надевать маленький талит — талит катан — под одежду.

Для чего носить талит? Почему не следовать естественному ходу вещей? Есть у нас на одежде четыре угла — прикрепляем к ним кисти, а на нет, как говорится, и суда нет.

Однако дело обстоит не так просто. Талмуд приводит рассказ о раве Ктина, который летом носил четырехугольную одежду из льна, что не позволяло прикрепить к ней голубую нить, которая должна быть шерстяной (Тора, как мы уже как-то упоминали, запрещает нам носить одежду из смеси льна и шерсти — шаатнез), а зимой — одежду, которая нужного числа углов не предусматривала, и чувствовал себя при этом вполне спокойно. Явился однажды ему ангел и спросил: «Что же будет с цицит? Так и не станешь их носить? Ни зимой, ни летом?» Ответил рав Ктина: «Небеса наказывают и за такие заповеди (необязательные)?». Ангел ответил: «В горячий момент (т.е. когда Всевышний гневается на мир) наказывают и за это».

Говоря о строгости наказания за прямое нарушение заповеди о цицит, т.е. за то, что человек, надев четырехугольную одежду, не прикрепил к ней цицит, Талмуд по-разному оценивает отсутствие белых и голубой нитей. Отсутствие белой нити наказывается более сурово, чем отсутствие голубой. Почему? Потому что последняя стоит дороже. Талмуд приводит такую аналогию. Царь приказал одному из своих рабов доставить ему глиняную печать, а другому — золотую. Ни тот, ни другой с заданием не справились. Тот, кто не доставил глиняную печать, был наказан строже, чем тот, кто не принес золотую. Почему – понятно: добыть золото сложнее, чем глину. Талмуд говорит: невыполнение того, что сделать легче, наказывается строже.

Но почему Талмуд сравнивает цицит с царской печатью, а евреев — с рабами? Этот вопрос волновал авторов комментария «Тосафот» к Талмуду. Из их объяснений следует, что кисти цицит действительно являются царской печатью — печатью Вс-вышнего, Царя царей. А преданные Б-гу евреи — его верные рабы.

Заповедь о цицит дана нам для того, чтобы мы постоянно помнили о том, что Всевышний возложил на нас определенные обязанности. Выполнение этих обязанностей — цель нашего пребывания в этом земном мире. В этом мире Б-г вложил в человека различные материальные желания: потребности в пище, удовлетворении полового инстинкта, стремления к материальному благополучию и т.д., и дал человеку возможность одухотворить эти желания, осуществляя их в рамках заповедей Торы. Если удовлетворение этих желаний становится самоцелью, человек может потерять себя, утонуть в море своих собственных страстей.

Заповедь о цицит завершается словами (и мы повторяем их дважды в день в молитве «Шма»): «чтобы вы… не следовали за вашим сердцем и вашими глазами, за которыми вы блудно следуете… и были святы для вашего Б-га». Здесь глаза и сердце означают наше материальное начало, влекущее нас к земным удовольствиям, а цицит — поддержку в стремлении нашей души приблизиться к Б-гу. Эту близость к Всевышнему дает нам выполнение заповедей, и, говоря о них, мидраш приводит такой пример.

Плывет корабль по морю, и вдруг кто-то падает за борт. Ему бросают спасательный канат и говорят: держись крепче, не отпускай, не то утонешь! Как капитан бросает спасательный канат упавшему за борт матросу, так Всевышний дает нам заповеди. И благодаря им мы живем в близости к Б-гу – на борту надежного корабля.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»